Местная Группа Галактик

M31 in 100micron (IRAS) M31 in visual M31 in X-ray (ROSAT)
На 100 микрон (IRAS) В оптике Рентген (ROSAT)

M31: Туманность Андромеды
(NGC 224).

Игорь Дроздовский

Тип: Спиральная галактика - Sb

Самое яркое из более чем 400 шаровых скоплений в галактике M31 -- G1 также является самым ярким в Местной Группе (МГ). Это скопление, имеющее и другое имя Mayall II, находится вблизи центра галактики Андромеда. Его видимая поверхностная яркость с Земли около 13.72 зв.величины. Его светимость (MV=-10.55) даже превышает светимость самого яркого шарового скопления в нашей Галактике Omega Centauri. G1 содержит свыше 300000 звезд и имеет возраст как у старейших шаровых скоплений нашей Галактики, почти равный возрасту Вселенной. Это изображение G1 (и двух ярких фоновых звезд) было получено на HST астрономами M. Rich, K. Mighell и J. D. Neill (Columbia University) и W. Freedman (Carnegie Observatories), NASA.

Ядро M31
Наблюдения центральной области M31 на HST выявили, что ядро галактики не одиночное и его можно разделить по крайней мере не менее чем на два компактных объекта. По-видимому, один из объектов -- ярчайшая часть (P1) единого эксцентричного диска, в котором звезды тормозяться, обращаясь вокруг второго объекта P2, содержащего компактный объект с массой 3.3x107 масс Солнца. Такая картина может быть следствием поглощения в прошлом небольшой карликовой галактики, которая вторглась в центральную часть M31. Возможно когда-то в МГ такие события случались довольно часто.

До сих пор только одна сверхновая была зарегистрирована в M31: SN1885 или S Andromedae. Ее открыл Эрнст Хартвиг (Ernst Hartwig) [1851-1923] 20-го августа 1885г. в обсерватории Derpt в Эстонии (сейчас г.Tartu). Это была первая открытая сверхновая, находящаяся вне нашей Галактики. Она достигла яркости 6m и была независимо зарегистрирована несколькими наблюдателями. Однако только Хартвиг указал на ее значимость. Уже к 16-му февраля 1890 г. ее яркость упала до 16m. Остаток от этой сверхновой содержит от 0.1 до 1 массы Солнца в виде железа.

Кроме двойного ядра галактика M31 имеет и другие особенности. Например, необычные результаты дали спектральные радио-наблюдения гигантских молекулярных облаков в центральной части галактики. Allen и др. изучали эмиссионные линии молекул CO, CS и NH3 в двух молекулярных облаках с массами несколько 10-ков миллионов масс солнца, находящихся на расстоянии около10' (порядка 2 кпк) от центра M31. Эти облака внешне подобны гигантским молекулярным облакам нашей Галактики. Однако интенсивность линии 12CO(1-0) оказалось на звездную величину слабее, чем в подобных молекулярных облаках нашей Галактики. К тому же отношение интенсивностей линий 12CO(2-1)/12CO(1-0) оказалось необычайно малым. Это означает, что поток далекого ультрафиолетового излучения и космических лучей, за счет которого происходит нагрев облаков, очень мал. Типичная кинетическая температура внутри молекулярных облаков, по мнению авторов, менее 5 К.

В конце нашего рассказа о галактике в Андромеде покажем не самую лучшее изображение этой галактики, но замечательное тем, что позволяет оценить ее размеры на небе. В ноябре 1997 года комета Хейла-Боппа, которая прекрасно была видна невооруженным глазом, пролетела недалеко на небесной сфере от M31. В то время было полнолуние, но тем не менее нескольким любителем астрономии удалось сфотографировать их рядом на небе.

Литература

1. Allen R.J., Le Bourlot J., Lequeux J., Pineau Des Forets G., Roueff E., ApJ, 1995, v.444, p.157

Вернуться в статью "Местная Группа галактик".

Публикации с ключевыми словами: спиральная галактика - эллиптическая галактика - M 33 - Местная группа галактик - M 32 - ММО - БМО - Неправильная галактика - Малое Магелланово Облако - Большое Магелланово Облако - Магеллановы Облака - LMC - SMC - Галактика - M 110 - галактика в Треугольнике - каталог Мессье - ближайшие галактики