Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Литература и астрономия

<<Предыдущая

Содержание

Следующая>>

ЗАГАДКИ ГЕННАДИЯ ПИКУЛЕВА

Интересные загадки задает нам и астраханский писатель Геннадий Пикулев в повести "Невезучий" ("Голубое и синее", повести и рассказы, М., изд. "Современник", 1987).

Один ранний вечер описан у него так: "Уже месяц рожками кверху плыл с востока над самой степью по бледно-фиолетовому небу - (К ветреной погоде, - сказала Люся. - Хорошо, сейчас дожди ни к чему, уборка) - уже месяц поплыл рожками кверху, как древний кораблик, и далекими маяками засветились первые звезды, когда они подошли к общежитию" (стр. 18-19).

Какое нагромождение знаков препинания! Но все-таки и эти пунктуационные нагромождения не скрыли первую астрономическую загадку Г. Пикулева. Раз месяц имеет рожки и виден с вечера, значит он молодой. Но почему же он тогда плыл с востока, когда должен был сразу же проявиться на небе в западной стороне?

В этой же повести есть описание и другого раннего вечера: "Она встала на цыпочки, осторожно поцеловала его в щеку, глянула на выплывающий месяц и заторопилась" (стр. 26). Но наступила ночь, а этот "месяц-кораблик тихо плыл все выше и выше" (стр. 27).

Здесь мы встречаемся со второй загадкой Г. Пикулева. Если бы он ничего не прибавил к первому упоминанию месяца, мы бы поняли, что это всходит полная Луна, тем более что она поднимается "все выше и выше". Но, сравнив эту луну с корабликом, а поскольку автор раньше сравнивал с корабликом месяц с рожками, то, очевидно, и здесь он имеет в виду молодой месяц. Но почему же тогда он выплывает из-за горизонта и поднимается "все выше", тогда, как обязан, был проявиться в западной стороне неба с вечера и опускаться все ниже и ниже.

С третьей астрономической загадкой Г. Пикулева мы встречаемся в рассказе "Начальный капитал" ("Странности любви", повести и рассказы, Волгоград, 1989), где нас сбивает с толку следующее описание ночи:

"Над городом плыл месяц, и фонари в его свете казались мертвенно-бледными и ненужными.

- Будто старичок в колпаке и с бородкой клинышком, - сказала Лида. - Как в мультиках" (стр. 179).

Автор хочет удержать этот месяц на небе всю ночь, потому что дальше он пишет: "В парке затихала музыка, месяц-старичок карабкался вверх над укладывающимся спать городом" (стр. 180).

Описание месяца в этих отрывках не позволяет сомневаться в том, что у него имеются рожки. Но ни молодой, ни старый месяцы не могут находиться на ночном небе. К тому же, месяц с рожками не может светить так ярко, чтобы затмевать фонари. Это доступно только полной Луне.

<<Предыдущая

Содержание

Следующая>>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - школьный курс астрономии - тестирование - задача - художественная литература - контрольные работы
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - школьный курс астрономии - тестирование - задача - художественная литература - контрольные работы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [2]
Оценка: 2.8 [голосов: 98]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования