На первую страницу Литература и астрономия
<<Предыдущая Содержание Следующая>>

МЕТЕОРЫ, А НЕ МЕТЕОРИТЫ!

По современным понятиям метеоры - это космические пылинки весом менее половины грамма. Когда метеор с космической скоростью врывается в атмосферу Земли, то от трения с воздухом моментально сгорает, прочертив на ночном небе яркую светящуюся полосу. Метеориты же - это камни различных размеров. Влетая в атмосферу, они тоже загораются, но, в отличие от метеоров, падают на Землю в виде огненных шаров различного размера (в зависимости от размера камней). Такие шары называются болидами. Если камень большой и не успевает полностью сгореть в атмосфере, его раздробленные остатки выпадают на Землю. Конечно, болид тоже можно назвать большим метеором, но редко кому удается наблюдать падение болида, в то время как метеоры наблюдают все и довольно часто. К сожалению, писатели в своих произведениях иногда путают метеоры с метеоритами. Приведу три примера:

"На небе тускло светил Млечный Путь, ярко горели созвездия, иногда, как спичкой по коробку, прочеркивали свой путь метеориты", - пишет В. Чивилихин в романе-эссе "Память" (Собр. соч. в 4-х т. Т. 3-й, М., изд. "Современник", 1985, стр. 457).

Астраханский писатель Борис Жилин в повести "Черные флажки" (Астрахань, 1963) тоже принимает метеоры за метеориты: "Темное звездное небо тут и там прочеркивали яркие метеориты. Один из них пролетел дольше всех и потух" (стр. 160). И далее: "Небо стало еще ярче. Все жарче расчеркивались метеориты" (стр. 161).

Ему вторит и Г. Пикулев в рассказе "Начальный капитал", который мы уже упоминали. В нем сообщается: "Три брата посмотрели вверх. Несколько метеоритов прочертили фиолетовое небо" ("Странности любви", повести и рассказы, Волгоград, 1989, стр. 179).

<<Предыдущая Содержание Следующая>>