Каталог: белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры, Звезды
С.Б.Попов, М.Е.Прохоров "Эти странные странные звезды ..."

Чем массивнее звезда тем жарче она горит, тем сильнее светит и меньше живет. В ходе термоядерных реакций водород в центрах таких звезд превращается в гелий, затем гелий в так называемые элементы углеродного цикла (собственно углерод, кислород, азот и т.д.), они в свою очередь превращаются в еще более тяжелые элементы (магний, кремний и т.д.) вплоть до железа. Когда достаточно массивная (с массой больше 8-10 масс Солнца) звезда завершает свою эволюцию в ее центре образуется ядро, состоящее из тяжелых элементов. Его структура похожа на луковицу: самые тяжелые находятся внутри и окружены оболочками из более легких элементов. В некоторый момент это ядро теряет устойчивость и начинает катастрофически сжиматься - коллапсировать. Центральная часть ядра превращается в сверхплотный объект - нейтронную звезду - о которой и будет идти речь дальше, а оболочка звезды и внешние части ядра с высокой скоростью выбрасываются в пространство (часть оболочки может оказаться захваченной гравитационным полем ядра, и затем выпадет обратно, увеличив массу нейтронной звезды и изменив химический состав внешних слоев). Такой сброс оболочки, сопровождающийся чрезвычайно сильным и быстрым увеличением светимости звезды (некоторое время она одна светит как целая галактика), называется взрывом сверхновой.
Поступило: 27 декабря 2002 23:08