На первую страницу << Титульный лист | Оглавление | 1. Введение >>

Предисловие

"Тот, кто решается толковать об эволюции звезд, должен быть оптимистом и обладать чувством юмора. Астрономы и являются неисправимыми оптимистами."

Цецилия Пэйн-Гапошкина [15]

Приглашая читателя углубиться в эту книгу, авторы хотели бы честно заявить о мотивах ее написания. Как профессиональные астрономы, занятые вопросами происхождения и эволюции звезд и звездных систем, мы испытываем постоянное давление информационного вала, ежедневно приносящего новые наблюдательные данные и результаты численных экспериментов, часто сенсационных, возбуждающих кратковременный интерес и нарушающих уже, казалось бы, готовую к завершению картину "рождения миров". Прекрасно понимая, что так будет всегда, мы решили подвести "промежуточную черту" и выяснить для самих себя, что же известно главного о рождении звезд и звездных систем; решили также поглубже заглянуть в старые книги, чтобы в ретроспективе более точно оценить оригинальность и глубину (если они в действительности имеются) современных идей; наконец, мы решили повнимательнее ознакомиться с работой своих коллег в соседних областях исследования и все, что нам покажется интересным, сохранить в виде своеобразного конспекта, не перегруженного деталями, но содержащего главные идеи и важнейшие результаты наблюдений. В этом смысле мы писали книгу для себя, отдаваясь воле собственных интересов и не пытаясь особенно "разжевывать" то, что нам самим было хорошо известно. Поэтому книга требует от читателя определенного кругозора и, уж во всяком случае, знания основных астрономических терминов.

С другой стороны, как бывшие кружковцы, никогда не терявшие связи с любителями астрономии и по мере сил стремившиеся популяризировать свою науку, мы чувствуем потребность рассказать о поразительно красивых находках в области космогонии широким массам любознательных читателей. Если у нас возникал вопрос о степени подготовки и уровне интересов потенциального читателя этой книжки, то мы представляли себе грамотного кружковца, студента-естественника, либо коллегу-астронома, занятого по роду службы "незвездными" делами, но желающего быть в курсе современной космогонии. По-видимому, подобный двуединый интерес (получше разобраться самому, а узнав что-то любопытное, поделиться этим с товарищами) характерен для авторов большинства научно-популярных книг и в этом смысле мы не оригинальны.

Считается, что астрономию популяризировать легко. Действительно, это так при условии, что у читателя есть хороший телескоп или авторы популярных книг обеспечены хорошей полиграфической базой: захватывающую картину небесных явлений не заменит никакое, даже самое красочное их описание. К сожалению, в этом смысле мы можем полагаться лишь на богатое воображение читателей или на их возможности воспользоваться для иллюстрации нашего рассказа дополнительной, более красочной литературой. Эмоциональный эффект при знакомстве с космическими явлениями играет отнюдь не последнюю роль.

Работая над этой книжкой, мы пользовались добрыми советами многих советских и зарубежных астрономов за что всем им очень признательны. Особую благодарность мы хотим выразить нашим коллегам из Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (Москва, МГУ). И, наконец, сотрудничество с рецензентом рукописи д. ф.-м. н. Ю. Н. Ефремовым и редактором Т. Г. Борисовой позволили нам получить истинное удовольствие от работы над этой книгой.

<< Титульный лист | Оглавление | 1. Введение >>