Вернанималькуля — первая из нас Вернанималькуля — первая из нас
13.07.2004 21:10 | Компьютерра.Ru

Чарльз Дарвин считал быстрое возникновение большинства типов животных в начале кембрийского периода (около 570 миллионов лет назад) одним из необъяснимых для его теории обстоятельств. Сейчас «кембрийский взрыв» кажется не менее удивительным. В современной фауне насчитывают 30–35 типов многоклеточных животных; а в кембрии, вероятно, их появилось около 100! После этого новые типы не возникали, а многие старые исчезли.

Для большинства типов животных характерна двусторонняя симметрия. Их передний и задний концы, а также спинная и брюшная стороны устроены по-разному, а вот правая и левая стороны тела являются отражением друг друга. Задать такую полярность в ходе развития — непростая задача. У всех таких животных (от плоских червей до человека) определение полярности тела связано с действием одной и той же группы генов-переключателей. Значит, двусторонняя симметрия была «изобретена» один раз! Пока механизм развития сложного плана строения тела не был оптимизирован, возникали разные его варианты — типы животных. Потом развитие большинства типов стабилизировалось, но до нашего времени, после жестких испытаний, сохранились лишь лучшие из лучших.

Несколько десятилетий назад в докембрийских (вендских) отложениях были описаны разнообразные, иногда достигавшие десятков сантиметров организмы. Первые их находки сделаны в местности Эдиакара в Австралии, много их и на Белом море в России. Вначале в этих организмах хотели увидеть наших предшественников. Увы, их даже сложно считать животными. Их особенности: отсутствие ртов; симметрия скользящего отражения (как у застежки-молнии); рост без изменения пропорций; питание благодаря населявшим их тело бактериям. На границе венд-кембрий им на смену приходят животные нашей эволюционной группы. Они двустороннесимметричны, меняют пропорции по мере роста, состоят из разнообразных органов и тканей, питаются через рот и, главное, удивительно разнообразны. Но откуда они появились?

И вот недавно китайские и американские палеонтологи нашли небольших (0,2 мм) вендских двустороннесимметричных животных, обитавших 580–600 миллионов лет назад. Реконструкция такого существа (названного Vernanimalcula — «весеннее маленькое животное») и шлиф одной из его окаменелостей показаны на рисунке. Оно имело рот, внутренние органы и полость тела! Таким образом, кембрийские животные возникли не на пустом месте, просто их предки были мелкими и малозаметными. Когда химизм воды стал способствовать развитию организмов с твердыми покровами, увеличилось количество растворенного в воде кислорода и исчезли доминанты вендского периода, родственники вернанималькули начали экспериментировать с планом строения тела. Мы — следствие одного из таких экспериментов.

(Ссылка на оригинальную статью.)

Публикации с ключевыми словами: возникновение жизни