Измерена масса звезды - MACHO Измерена масса звезды - MACHO
1.08.2004 15:22 | С. И. Блинников/scientific.ru

Астрономы измерили массу зезды, не входящей в двойную систему, по эффекту гравитационной микролинзы.

Обычно массу удается определить только у компонентов двойных по законам Кеплера. Довольно грубо удавалось также оценить массы одиночных белых карликов по эффекту гравитационного красного смещения Эйнштейна, если измерен их радиус (проблема состоит в разделении эффектов Эйнштейна и Доплера, а это нелегко сделать, когда вектор скорости звезды неизвестен).

Мы писали в 2001 г. об отождествлении гравитационной микролинзы с обычной звездой. Она была найдена группой поиска MACHO (MAssive Compact Halo Objects). Теперь в статье, поданной в Astrophysical Journal, А.Гоулдом (Ун-т Огайо), Д.Беннетом (Ун-т Нотр Дам) и Д.Альвесом (НАСА Годдард), сообщается об аккуратном определении массы. Епринт статьи см. здесь.

Событие микролинзирования обозначается MACHO-LMC-5, оно наблюдалось в 1993 г., а масса звезды-линзы полученная в новой работе составляет M = 0.097+/-0.016 Msun (масс Солнца).

Macho star
Слева вверху видно уярчение звезды за счет гравлинзы в феврале 1993 (сравните со снимком слева внизу). Справа на снимке с Хаббла видно и ту звезду, блеск которой становился ярче в 1993, и красную звезду - гравлинзу. Размер снимка с Хаббла соответствует маленькому квадрату на левых снимках. Credit: NASA, ESA and D. Bennett (University of Notre Dame)

В предыдущей работе (Nature 414, 617, 2001) наиболее вероятное значение массы получалось слишком малым - раз в 30 меньше массы Солнца. Такие звезды уже не могут светить ярко - в них не загорается термодерный водородный цикл. Это привлекло внимание А.Гоулда, он решил, что ранее определенное расстояние - в 200 парсек - ошибочно, что и привело к ошибке в массе. А.Гоулд понял, что можно найти другое решение, полностью описывающее наблюдавшееся явление микролинзирования при большей массе и большем расстоянии.

После этого А.Дрэйк из Принстона, К.Кук из Ливермора и С.Келлер из Национального Ун-та Австралии сумели измерить параллакс этой звезды с помощью Хаббловского телескопа. Оно оказалось около 600 пк, что хорошо совпало с новым решением Гоулда и дало массу M = 0.097+/-0.016 Msun.

Это значение хорошо совпадает с предсказанием Б.В.Комберга, Д.А.Компанейца и В.Н.Лукаша. Еще в 1995 году они указали, что события микролинзирования в направлении Большого Магелланова Облака могут объясняться красными карликами с массой около 0.1 массы Солнца (Астрономический Журнал том. 72, 1995 г., стр. 457).

Публикации с ключевыми словами: MACHO - гравитационное линзирование - массы звезд