<< Фиксируется отношение протонов к нейтронам | Оглавление  | Вещество преобладает над излучением >>

Из протонов и нейтронов образуются ядра

Время: 100 сек.

На этой стадии эволюции Вселенной средняя температура опустилась настолько, что протоны и нейтроны стали способны формировать простейшие ядра, такие, как водород, гелий или литий. Физики называют этот процесс нуклеосинтезом, и он происходил до того, как сформировались все известные сегодня структуры, такие, как атомы или молекулы.
   Нейтроны и протоны могут притягиваться лишь на очень близких расстояниях - расстояниях меньше 10-13 см. Сильная ядерная сила, которая удерживает их вместе, действует ограниченно и практически исчезает на больших расстояниях. Таким образом, чтобы сформировать ядро, нейтроны и протоны должны "провести некоторое время вместе". Это не может произойти если температура очень высока, поскольку тогда протоны и нейтроны будут двигаться слишком быстро и сильное взаимодействие не успеет их захватить.
   Большая часть нейтронов во Вселенной сосредоточена в виде комбинации двух нейтронов и двух протонов - ядрах гелия. Меньше - в ядрах лития, которые состоят из трех протонов и трех нейтронов, и завершает тройку основных "держателей" нейтронов дейтерий, изотоп водорода с одним протоном и одним нейтроном.
   Нуклеосинтез был отправной точкой для формирования атомов и потом уже галактик и звезд.

Публикации с ключевыми словами: Космология - суперструны - теория струн