АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 6.05.2005 Следующая >>

Далекое кольцо Эйнштейна

из статьи Кабанаса и др. (R.A. Cabanac et al.)
astro-ph/0504585

Кольцо Эйнштейна – изображение в виде дуги или, в предельном случае, замкнутого кольца, возникающее в результате сильного гравитационного линзирования. Для того, чтобы появилось подобное изображение необходимо выполнение двух условий:

В приведенной статье говорится от открытии самого далекого кольца Эйнштейна из известных. Его изображения показаны на рисунке вверху. Радиус кольца равен 1.48". Протяженность большей из дуг составляет почти 260o! Интегральная звездная величина кольца равна Rc=22.2, а его красное смещение, измеренное по линиям излучения, zs=3.773+/-0.003.

Удалось найти и линзу. Наблюдения с VLT показали, что это массивная и, по-видимому, одиночная эллиптическая галактика, расположенная на zl=0.986+/-0.005. Оценка абсолютной звездной величины галактики-линзы дает MB=-22.3, т.е. она в 2 раза ярче, чем типичные эллиптические галактики на z=1.

В спектре линзированной галактики наблюдается сильное межзвездное поглощение и многочисленные линии металлов (элементов тяжелее гелия). По видимому, линзированная галактика недавно завершила период бурного звездообразования.

Что известно про другие далекие кольца Эйнштейна и чем интересна данная система?

Далеких колец Эйнштейна (zl > 0.9) известно всего несколько:

Название zlzs
CFRS 03.10770.9382.941
MG 0414+05340.9582.62
MG 2016+1121.0043.273
J100424+1229220.952.65
GDS J033206-274729  0.96
Но во всех случаях длина дуги линзированного источника не превышает 60o. Также известна одна линза в которой дуга Эйнштейна имеет протяженность 170o при радиусе 1.08". Красное смещение источника в этой системе составляет zs=3.595, но линза расположена гораздо ближе zl=0.485.

Наблюдение Эйнштейновских дуг или колец, в которых известны известны красные смещения как источника, так и линзы, позволяют непосредственно измерить массу линз в них. Причем, чем протяженнее наблюдаемые дуги, тем точнее определяется эта величина. В данной системе

Ml = (8.3+/-0.4).1011h70-1Mo.
Здесь h70=H0/70 км/с/Мпк – нормированная постоянная Хаббла.

Два замечания к последнему абзацу:

1. приведенная оценка зависит от космологической модели, в данной статье использовалась модель ΛCDM с Ωm=0.3, Ω&Lambda=0.7 и постоянной Хаббла H0=70 h70 км/с/Мпк;
  2. данный метод измеряет только массу линзы внутри радиуса Эйнштейна (примерно равного радиусу наблюдаемых дуг), но для одиночной галактики-линзы там находится практически вся ее масса.

Что показано на рисунке?

a). (слева вверху) Изображение кольца, полученное на VLT в полосе Rc с разрешением 0.5".
b). (справа вверху) Взаимное расположение источника и линзы. Также показаны каустики и критические линии.
c). (слева внизу) Наилучшая аппроксимация линзированного изображения (без фона и излучения линзы) при разрешении VLT (0.5").
d). (справа внизу) Примерно так должно выглядеть это кольцо Эйнштейна с Хаббловского космического телескопа (результат моделирования).

М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва