Сильвия: первый тройной астероид Сильвия: первый тройной астероид
10.08.2005 13:37 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

В августе 2005 года появилось сообщение, что у астероида Сильвия (87 Sylvia) обнаружен второй спутник, т.е. это первый открытый тройной астероид в Солнечной системе.

Астероид Сильвия был открыт в 16 мая 1866 года Полем Хергетом (Paul Herget) в Мадрасе (Индия). По поводу происхождения названия этой малой планеты существуют некоторые разногласия: в справочнике "Имена малых планет" ("The Names of the Minor Planets", 1955) оно связывается с именем жены Камилла Фламмариона, знаменитейшего популяризатора астрономии второй половины XIX и начала XX веков. Однако в статье об открытии астероида (MNRAS, 1866) говорится, что он назван в честь Реи Сильвии (Rhea Sylvia), матери Ромула (Romulus) и Рема (Remus), мифических основателей Рима.

Сильвия принадлежит к основному поясу астероидов. Она движется по почти круговой орбите (e=0.080) с большой полуосью a=3.490 AU и периодом обращения P=6.52 года. Астероид имеет неправильную форму, его размеры составляют 384x264x232 км. Плотность Сильвии около 1.2 г/см3. Астероид очень быстро вращается вокруг своей оси: с периодом чуть больше 5 часов.

Первый спутник Сильвии был обнаружен в феврале 2001 года на телескопе Keck II. Сначала он получил временное название S/2001 (87) 1, а затем ему было присвоено "семейное" имя 87 Sylvia I Romulus. Его диаметр 18+/-4 км, полуось орбиты 1356+/-5 км, период обращения за 87.59h (3.6496+/-0.0007d).

Постарайтесь не спутать Ромулус спутник Сильвии с просто астероидом Ромулус (10386 Romulus).

Второй спутник астероида Сильвия был обнаружен на серии инфракрасных фотографий, выполненных начиная с 9 августа 2004 года на телескопе VLT группой американских астрономов из Калифорнийского университета в Беркли, возглавляемыми Фрэнком Маркисом (Frank Marchis). Одна из этих фотографий показана вверху: яркое пятно в центре - 87 Sylvia, менее яркое, пятно слева - Romulus, слабенькое пятнышко прямо под ним - новый открытый спутник. Полное название нового спутника еще не утверждено, но скорее всего это будет 87 Sylvia II Remus, а пока он именуется S/2004 (87) 1.

Диаметр Рема составляет 7+/-2 км, он обращается вокруг Сильвии на расстоянии 706+/-5 км за 33.09h (1.3788+/-0.0007d).

Справа показана фотография, составленная за 9 дней наблюдения, на которой видно как Ромул и Рем обращаются вокруг Сильвии.

C поверхности Сильвии оба ее спутника будут выглядеть примерно одинаково, несколько больше нашей Луны: Ромул будет иметь 0.89o в поперечнике, а Рем - 0.78o. Сильвия же будет иметь угловые размеры 16ox10o при наблюдении с поверхности Ромула и 30ox18o с более близкого Рема. Попытка изобразить всё это сделана на приведенной ниже художественной иллюстрации.

Обнаружение второго спутника позволило уточнить массу и плотность астероида Сильвия. Согласно произведенным расчетам, его плотность лишь на 20% выше плотности воды, что позволяет предположить, что этот астероид состоит из смеси водяного льда и камня, а 25-60% его объема приходятся на долю многочисленных пустот. Уже высказано мнение, что этот крупный астероид неправильной формы может быть продуктом неплотного "слипания" нескольких других тел, так что эта система ранее могла быть гораздо более многочисленной.

(При написании заметки были использованы материалы пресс-релиза ESO и Википедии.)

Публикации с ключевыми словами: астероиды - пояс астероидов - двойные астероиды - 87 Sylvia