Иллюстрированный словарь практической астрономии Иллюстрированный словарь практической астрономии
25.05.2006 21:27 | В. Г. Сурдин/ГАИШ, Москва

Пер. с англ. под ред. Н.И.Шатского. М.: АСТ: Астрель, 2006. - 304 с.

Стремительное развитие астрономической техники и повсеместное применение современных приборов при проведении не только профессиональных, но даже любительских наблюдений неба сделало необходимым подготовку толкового словаря, который стал бы полезен как профессионалам, так и любителям. Автору книги, почетному профессору астрономии Университета Хертфорда (Англия) это удалось. В течение многих лет Крис Китчин был директором обсерватории Университета и руководил отделением физики и астрономии. Свой профессиональный и педагогический опыт он воплотил в более чем двух десятках книг и сотнях статей по различным вопросам практической астрофизики. Он частый гость на старейшей в мире астрономической телепрограмме "Небо ночью" (Би-Би-Си). Его советы ценят как любители, так и профессионалы.

Книга содержит около 1800 словарных статей, в компактной форме дающих сведения об основных терминах (включая аббревиатуры), инструментах и методах обработки наблюдений. Многие статьи сопровождаются иллюстрациями. В Приложении даны списки созвездий, таблицы физических и астрономических констант, каталоги Мессье и Колдуэлла, юлианские даты, адреса астрономических обществ, библиография и другие полезные сведения.

Кроме функции справочника эта книга также полезна как англо-русский и русско-английский астрономический словарь. Последнее издание подобного словаря предпринималось у нас в 1971 г. За прошедшие годы появилось много новых типов приборов и даже новые разделы астрономии, родились сотни новых терминов - некоторые из них впервые нашли свое адекватное воплощение в русском языке именно на страницах данной книги.

К сожалению, полиграфическое качество книги не вполне соответствует ее высокому информационному качеству: довольно мелкий шрифт, тонкая бумага и низкий контраст полутоновых иллюстраций не позволяют читателю получить полное удовлетворение и удовольствие. Впрочем, нужно отдать должное красивой твердой обложке и удобному формату. В целом, по соотношению "цена-качество" книга находится на достойном уровне, а по насыщенности полезной информацией - вне конкуренции.

В.Г.Сурдин