АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 8.06.2006 Следующая >>

Движение PSR J0617 в IC443

Chandra X-ray: NASA/CXC/B.Gaensler et al; ROSAT X-ray: NASA/ROSAT/Asaoka & Aschenbach; Radio Wide: NRC/DRAO/D.Leahy; Radio Detail: NRAO/VLA; Optical: DSS

NASA опубликовало составное изображение остатка сверхновой IC 443, внутри которого виден пульсар с тянущимся за ним хвостом высокоэнергетических частиц.

Для составления изображения использовались данные с нескольких телескопов. Рентгеновский диапазон объекта изучался с орбитальных обсерваторий ROSAT и "Chandra", сбор информации о радиоизлучении производился большим составным телескопом Very Large Array, а оптические наблюдения велись телескопом проекта Digitized Sky Survey.

Проанализировав все имеющиеся данные, ученые пришли к выводу, что нейтронная звезда CXOU J061705.3+222127 (для краткости именуемая J0617), перемещается в разогретом до нескольких миллионов градусов цельсия газе, оставшемся после взрыва сверхновой.

Необычно в данном случае то, что большинство молодых пульсаров в остатках сверхновых движутся по радиусу – от центра облака, образованного взрывом сверхновой. Однако нейтронная звезда J0617 движется перпендикулярном направлении, почти вдоль края остатка.

Для объяснения странных наблюдений уже выдвинуты две гипотезы:

1. Предсверхновая двигалась с большой скоростью относительно окружающей межзвездной среды и выдутая ее звездным ветром оболочка, в которой затем происходило расширение остатка, была существенно асимметричной, т.е. нейтронная звезда оказалась сдвинутой относительно центра объекта IC 443, а ее движение могло оказаться нерадиальным.
    Проблема: у массивных звезд, взрывающихся как сверхновые, обычно малые пекулярные скорости.
  2. Направление "хвоста" не соответствует направлению пространственного движения пульсара, т.к. может отклоняться потоками вещества в остатке сверхновой. Эта гипотеза может быть достаточно быстро проверена.

М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва