Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 
На сайте
Астрометрия
Астрономические инструменты
Астрономическое образование
Астрофизика
История астрономии
Космонавтика, исследование космоса
Любительская астрономия
Планеты и Солнечная система
Солнце

Солнечное затмение 29 марта 2006 "как предмет искусства" Солнечное затмение 29 марта 2006 "как предмет искусства"
14.10.2006 22:57 | Е. В. Казаков

Можно ли сделать фотографию астрономического явления без специальной аппаратуры, обычной цифровой мыльницей? Если цели художественные - вполне!

29 марта 2006 года полоса очередного солнечного затмения проходила очень удачно для жителей Европы и России. Было несколько удобных мест наблюдения - Египет, Турция, ряд точек на юге России. По сумме факторов побережье Турции близ Кемера показалось мне наиболее подходящим. Ни каких специальных амбиций в наблюдении затмения у меня не было, просто хотелось получить впечатление: раньше солнечные затмения всегда проходили стороной и хотелось исправить эту традицию. Из оптики был только фотоаппарат Nikon CoolPix 5400 - компакт, то есть, по существу, не более чем продвинутая цифровая мыльница.

Поскольку ни каких серьезных задач в таком раскладе ставиться не могло, было решено обратиться к художественной стороне события.

Место для наблюдения и съемки затмения было выбрано накануне, на серпантине, вившемся на перевал гор Торус, в нескольких километрах от побережья, с расчетом на эффектную панораму и отсутствие лишних людей в поле зрения объектива. Подготовка непосредственно к съемке началась примерно за час до второго контакта: была выбрана относительно ровная площадка, установлена тренога с аппаратом, произведены пристрелочные снимки. Важный момент, который нельзя пропустить на этом этапе, - установка белой точки; производить ее лучше на возможно больших частных фазах затмения.

Фактически, съемка проводилась в два этапа. За несколько минут до второго контакта, как можно ближе к нему, было проведено фотографирование пейзажа - очевидно, в полной фазе на это нет времени. Было сделано 10 фотографий на пересчитанном фокусе 28 мм, из которых в дальнейшем собиралась картинка: 5 вертикальных кадров гор и 5 вертикальных кадров дороги. Подобный подход позволил охватить панораму примерно 120 и получить результирующее изображение размером 5000х3400.

Полная фаза снималась, естественно, на максимальном фокусе (116 мм). Динамический диапазон любого устройства пасует перед перепадом яркости короны, достигающим 2.000.000. Поэтому съемка велась серией с возрастающей экспозицией от 1/500 до 2 секунд (дырка F/6.5) с целью дальнейшей компоновки единого изображения. Нужно отметить, что субъективное время во время полной фазы течет очень быстро. В районе Кемера время от второго до третьего касания было довольно значительным - около 3'20", но этот период воспринялся примерно как 2 минуты. Поэтому при съемках затмения важна отработанная моторика владения камерой; рекомендуется проводить репетиции с секундомером.

"Легкость" аппаратуры влечет за собой трудность обработки отснятого материала. "Пейзажная" составляющая имела довольно сложный для склейки характер: линия гор наверху композиции и дорога внизу на отдельных кадрах разводится дисторсий встроенного объектива в разные стороны, а параллактическое смещение при использовании треноги без специальной головки сильно искажает передний план. Автоматическая сборка таких кадров с помощью программ-компоновщиков практически невозможна. Она проводилась в Фотошопе вручную, и оказалось делом нетривиальным.

Сложности ожидались и, действительно, проявились в сведении яркости отдельных кадров панорамы. Проблема в том, что освещенность объектива в крайних боковых кадрах панорамы и в центральном, включающем Солнце, изменяется очень сильно. Если установить фиксированные параметры выдержки и диафрагмы, то первые "провалятся в тень", а второй окажется безвозвратно пересвеченным. Если же отдать экспозицию на произвол автоматики, то все кадры будут значительно отличаться по плотности в линиях склейки, что осложнит сборку композитной панорамы. Как паллиатив, съемка проводилась с брекетингом в одну ступень, после чего выбирались подходящие по экспозиции варианты.

Сборка "пазла" и сведение на швах цвета и яркости были главными сложностями при подготовке пейзажа в графическом редакторе. Обязательная в художественной съемке работа с кривыми и другие методы обработки полной картинки подразумеваются.

Изображение солнечного диска и короны готовилось отдельно и затем было впечатано в пейзаж.

Обработка снимков самого затмения проводилась стандартными методами, о которых можно прочитать, например, здесь: http://www.astroclub.ru/wiki/KompozitKorony. Ноу хау - применение концентрических мягких масок для наложения кривых на уже готовую композицию короны. Этот прием я не встречал в описаниях, и разумность его применения под вопросом: он придал "плюшечность" короне - в любом случае, метод требует доводки.

Таким образом, вполне любительская бытовая фототехника плюс владение стандартным программным инструментарием фотографа позволяют делать художественные снимки по-крайней мере некоторых астрономических явлений в приемлемом для печати формате.


Публикации с ключевыми словами: Солнечное затмение
Публикации со словами: Солнечное затмение
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.8 [голосов: 23]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования