Килер Джеймс Эдуард
(Keeler, James Edward)

10/09/1857 – 12/08/1900
"Астрономы"

Американский астроном, член Национальной АН США (1900). Р. в Ла Салль (шт. Иллинойс). В 1881 окончил ун-т Хопкинса в Балтиморе. Затем работал в обсерватории Аллегени. В течение года (1883-1884) продолжал обучение в Гейдельберге и Берлине у Р. В. Бунзена и Г. Гельмгольца, после чего вернулся в обсерваторию Аллегени. В 1886-1891 работал в Ликской обсерватории, в 1891-1898 - директор обсерватории Аллегени, с 1898 - директор Ликской обсерватории.

Основные научные работы посвящены спектральному изучению туманностей и планет. Показал, что газовые туманности обладают, как и звезды, заметными лучевыми скоростями, и измерил лучевые скорости некоторых диффузных и планетарных туманностей (1890). В 1895 выполнил точные измерения лучевых скоростей различных частей колец Сатурна и обнаружил, что внутренний край кольца вращается быстрее, чем внешний. Тем самым Килер получил непосредственное доказательство теоретического предсказания Дж. Максвелла о том, что кольцо состоит из небольших частиц, движущихся независимо друг от друга. На основании изучения большого количества фотографий туманностей, полученных им на 36-дюймовом Крослеевском рефлекторе Лпкской обсерватории, пришел к выводу, что среди них преобладают спиральные туманности, которые позднее были отождествлены с галактиками. Совместно с Дж. Э. Хейлом был первым редактором журнала «Astrophysical Journal».

Медали им. Б. Румфорда Американской академии искусств и наук (1898) и им. Г. Дрэпера Национальной АН США (1899). [203]