Погсон Норман Роберт
(Pogson, Norman Robert)

23/03/1829 – 23/06/1891
"Астрономы"

Английский астроном. Р. в Ноттингеме. Получил лишь среднее образование. Работал вначале в оптико-механической мастерской в Ноттингеме, затем - в частной обсерватории Дж. Бишопа в Риджентс-Парке (Лондон), где изучал практическую астрономию под руководством Дж. Р. Хайнда. В 1851-1858 работал в Рэдклиффской обсерватории в Оксфорде, в 1859-1860 - в обсерватории Дж. Ли в Хартуэлле. С 1860 - правительственный астроном в Мадрасе (Индия).

Научные работы относятся к наблюдательной астрономии. В течение многих лет в Рэдклиффе и Мадрасе проводил систематические позиционные наблюдения звезд, планет, Луны на пассажном инструменте. Рассчитал орбиты и эфемериды нескольких комет и малых планет; открыл 9 малых планет, в 1872 нашел потерянную комету Биелы. В 1891 наблюдал прохождение Меркурия по диску Солнца. В 1854 принимал участие в опытах Дж. Б. Эри по определению средней плотности Земли с помощью маятника. Наибольшую известность принесли Погсону исследования переменных звезд. В 1852 открыл переменность блеска R Лебедя, а в последующие годы - еще 18 звезд. В 1854 составил каталог всех известных к тому времени переменных; до конца жизни работал над составлением атласа переменных звезд. Разработал методы наблюдений переменных звезд и их обработки. В 1857 предложил точную количественную шкалу звездных величин, приняв, что разности блеска двух звезд в одну звездную величину соответствует отношение освещенностей в 101/5≈2,512 раз (lg 2,512 = 0,4). Этой логарифмической шкалой пользуются в настоящее время.

Медаль им. Ж. Ж. Ф. Лаланда Парижской АН. [89]