Астрономическая неделя с 12 по 18 марта 2007 года Астрономическая неделя с 12 по 18 марта 2007 года
9.03.2007 17:54 | Александр Козловский

Эта неделя тоже пройдет спокойно в астрономическом отношении. Приближающееся новолуние напоминает о частном солнечном затмении, которое состоится утром (на востоке страны - днем) 19 марта. Из заметных явлений этой недели можно выделить лишь покрытие астероидом 795 Fini звезды HIP17467 из созвездия Персея. Полоса покрытия пересекает центральную часть Европейской территории России вдоль линии Самара - Петрозаводск. Но отсутствие явлений с лихвой компенсируется массой туманных объектов, которые становятся доступными благодаря глубокому темному небу. В первую очередь, необходимо выделить скопление галактик в созвездии Девы, которая с наступлением темноты поднимается над восточным горизонтом. На границе этого созвездия с созвездиями Льва и Волосы Вероники можно найти более полутора десятков относительно ярких галактик, практически перебрав всю их классификацию. В это скопление звездных островов входит и знаменитая радиогалактика Дева А. А самым интересным туманным объектом созвездия Девы является пожалуй галактика Сомбреро имеющая 104 номер по каталогу Мессье. Расположена галактика в 11 градуса к западу от Спики (альфа Девы) на границе с созвездием Ворона. В созвездии Льва имеется лишняя звезда - планета Сатурн, которая вместе с тремя другими звездами созвездия образует небесный ромб. Лев обладает меньшим количеством объектов Мессье - всего пятью, но само величавое созвездие достойно более подробного описания, которое предлагает вам Ирина Позднякова Созвездие Льва находится к востоку от созвездия Близнецов и к югу от Большой Медведицы (чтобы найти его, ведите свой взгляд от днища Ковша в сторону, противоположную Полярной звезде). Форма этого созвездия не оставляет никаких сомнений в верности его названия. Явственно виден в ней силуэт лежащего царя зверей с гордо поднятой головой. По традиции, считается, что это лев, убитый Гераклом при совершении одного из подвигов. Но такая трактовка названия, как и почти все мифологические объяснения, вторична. Альфа Льва Регул, Эта белая звезда светит в 140 раз ярче Солнца и в 6 раз ярче Сириуса. Но из-за того, что находится он в 10 раз дальше ярчайшей звезды нашего неба, то и блеск его всего лишь 1m,3. Тем не менее, Регулу удалось попасть в двадцатку ярчайших звезд неба, заняв там, однако, последнее место. У Регула имеются два спутника, очень непохожих как на своего яркого компаньона, так и друг на друга. Одна из них, звездочка 7 m,6 очень похожа по своим характеристикам на Солнце. Другая, чей блеск оценивается в 13 m белый карлик Три совершенно разных светила. Что свело их вместе?.. Интересной особенностью этой звезды является ее расположение почти точно на линии эклиптики. Вследствие этого иногда можно наблюдать серии покрытий Регула Луной. Кроме того Регул интересен еще и происхождением своего названия. В переводе с латинского оно означает Царственный (от регулюс - царек). Казалось бы, это напрямую связано с созвездием, в котором находится эта звезда: ведь лев царь зверей. Недаром же она расположена на месте сердца гигантского зверя! Но на деле все интереснее. Начнем с того, что названия с похожим смыслом есть в других языках. Царственной эту звезду величали и в арабском мире. Например, Бируни называл ее Малики что тоже значит Царственная. Тот же смысл имеет и греческое название Василискос, которым еще раньше именовал Регул Клавдий Птолемей. Это название звезды явно древнее именования ее по месту в созвездии Сердцем Льва. И, наконец, именно от названия звезды Регул, как считают филологи, произошло слово регулировать! Это указывает на особую ее важность для древних. Считается, что Регул был одним из четырех царственных стражей неба. Это были звезды, которые на заре человеческой истории обозначали четыре важных точки видимого пути Солнца: точку весеннего равноденствия (Альдебаран), точку летнего солнцестояния (Регул), точку осеннего равноденствия (Антарес), и точку зимнего солнцестояния (Фомальгаут). Царственные звезды делили эклиптику, а значит, и год, на четыре равных отрезка. Именно по ним вели счет временам года. А значит, можно сказать, что они регулировали весь ход земледельческих работ. Было это около 5 тысяч лет назад. Конечно, за прошедшее время из-за прецессии точки равноденствий и солнцестояний ушли далеко от этих звезд. Теперь вблизи точки летнего солнцестояния находится скорее Альдебаран, осеннее равноденствие предвещает Регул, зимнее солнцестояние Антарес, а вблизи весеннего равноденствия Солнце подходит к Фомальгауту. Весь же цикл прецессии равен 25800 годам, так что возвращения точек эклиптики к исходным местам ждать еще очень долго Перейдем к другим созвездиям середины марта. Отметим Малого Пса и Рака, которые находятся западнее Льва. Южную часть вечернего неба занимает яркий Орион, левее которого расположился Сириус в созвездии Большого Пса. Выше Ориона рассыпались звездами Телец и Близнецы (Кастор и Поллукс). Два рассеянных скопления Гиады и Плеяды в отсутствие Луны видны во всем своем великолепии. Почти в зените раскинулось созвездие Возничего с яркой звездой Капеллой, желтый цвет которой позволяет видеть ее даже сквозь облака, когда другие звезды недоступны. Цефей, Кассиопея, Персей и Андромеда все больше склоняются к западу и северо-западу. На северо-востоке над горизонтом поднимается созвездие Волопаса с ярким Арктуром, а левее (на плече Волопаса) виднеется небольшое созвездие Северной Короны. В северной части неба видны незаходящие созвездия Большой и Малой Медведицы, причем созвездие Большой Медведицы к полуночи опрокидывает свой Ковш на Полярную звезду, поднимаясь к самому зениту. На горизонте (у точки севера) начинает свой подъем незаходящее созвездие Лиры с яркой звездой Вегой, которая расположена на небосводе точно напротив Сириуса. Луна в течение недели пройдет по созвездиям Змееносца, Стрельца, Козерога и Водолея. При помощи карты Луны можно идентифицировать основные объекты ближайшего к Земле небесного объекта, который на этой неделе можно будет наблюдать по утрам. Из блуждающих светил в лучах Солнца скрывается лишь Уран. Остальные планеты можно найти невооруженным глазом или в бинокль. Меркурий, Марс и Нептун видны в бинокль у восточного горизонта на фоне утренней зари. Гораздо правее этих планет находится Юпитер. Он является самым ярким светилом утреннего неба за исключением Луны. Венера, в противоположность Юпитеру, является хозяйкой западной части вечернего неба, сверкая ярким бриллиантом среди сумеречной мглы. Сатурн можно наблюдать с вечера в восточной части неба. Самая яркая комета года и последних десятилетий - McNaught (C/2006 P1) опустилась глубоко южное полушарие неба. Она легко наблюдается в самые скромные инструменты любителями астрономии южных стран. Фотографии небесной гостьи всегда можно найти на кометной страничке. Долгопериодическая переменная звезда омикрон Кита (Мира) отлично видна невооруженным глазом на вечернем небе. Ясного неба и успешных наблюдений!

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы - 32 градуса (на середину недели). В таблице приводятся моменты начала и конца гражданских (Грж.) и навигационных (Нав.) сумерек, а так же восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы.

дата Нав.  Грж.  Восход Заход  Грж. Ночь  Дол.дня
 12 05:34 06:10  06:54 18:25  19:09 19:45  11:31
 13 05:31 06:07  06:51 18:27  19:11 19:47  11:35
 14 05:29 06:05  06:49 18:29  19:13 19:50  11:40
 15 05:26 06:02  06:46 18:31  19:15 19:52  11:45
 16 05:23 05:59  06:43 18:33  19:18 19:54  11:49
 17 05:21 05:57  06:41 18:35  19:20 19:56  11:54
 18 05:18 05:54  06:38 18:37  19:22 19:58  11:59

Видимый диаметр Солнца составляет 32'10" (на середину недели). Дневное светило движется по созвездию Рыб.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 12 марта. В таблице указаны моменты восхода, верхней кульминации, захода, высота верхней кульминации, фаза, радиус и экваториальные координаты Луны на момент верхней кульминации для Москвы.

дата Восх  ВК   Заход ВКг. фаза  радиус   координаты (ВК)
 12 03:55 06:31 09:04 +05o 0,50  15'12"   17:19,2  -28o24'
 13 04:53 07:27 10:02 +05o 0,40  15'25"   18:19,1  -28o24'
 14 05:32 08:24 11:22 +07o 0,29  15'41"   19:20,2  -26o43'
 15 05:55 09:20 12:55 +10o 0,20  15'57"   20:20,6  -23o19'
 16 06:10 10:15 14:34 +15o 0,11  16'13"   21:19,5  -18o22'
 17 06:20 11:07 16:12 +22o 0,05  16'27"   22:16,4  -12o09'
 18 06:28 11:59 17:50 +29o 0,01  16'37"   23:12,0  -05o04'

На этой неделе Луна сблизится с пятью планетами. 12 марта ночное светило при фазе 0,52 пройдет в 6 гр. южнее Юпитера, а 16 марта при фазе 0,13 - в 1,9 гр. южнее Марса и при фазе 0,09 - в 2,2 гр. южнее Нептуна. 17 марта при фазе 0,06 Луна пройдет в 1,4 гр. южнее Меркурия, а 18 марта при фазе 0,01 - в 0,8 гр. южнее Урана.

Меркурий. Быстрая планета имеет утреннюю видимость, перемещаясь у границы созвездий Козерога и Водолея в 25 градусах к западу от Солнца. Угловой диаметр Меркурия при этом составляет 8 секунд дуги, блеск достигает +0,5, а фаза увеличивается до 0,4 (на середину недели). Из-за малого склонения планету невооруженным глазом можно будет наблюдать лишь в южных районах страны. В бинокль Меркурий можно будет отыскать и в средних широтах у восточного горизонта. Космический корабль Мессенджер продолжает полет к самой быстрой планете.

Венера. Планета (блеск -3,8m) движется по созвездию Рыб, и видна около трех часов на фоне вечерней зари в юго-западной части неба. Угловое расстояние Венеры от Солнца составляет к концу недели 33,5 градуса. Наблюдать ее можно даже днем (в бинокль или телескоп). В телескоп планета видна в виде белого диска без деталей с фазой 0,83 и диаметром около 13 угловых секунд. На орбите вокруг Венеры находится аппарат Венера-Экспресс.

Марс. Планета видна на фоне утренней зари непродолжительное время низко над горизонтом. Отыскать ее можно в созвездии Козерога, воспользовавшись биноклем. Блеск Марса составляет +1,2m, а видимый диаметр - около 5 секунд дуги. В телескоп можно различить размытый крошечный диск. Поверхность планеты изучают несколько орбитальных аппаратов.

Юпитер. У Юпитера продолжается утренняя видимость. Наблюдать его можно над юго-восточным горизонтом в созвездии Змееносца (в 10 гр. восточнее Антареса - альфы Скорпиона) в течение трех с половиной часов. Видимый диаметр газового гиганта составляет 39 угловых секунд при блеске -2,0m. В телескоп легко наблюдаются полосы и крупные детали облачного покрова самой большой из планет. Спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед (крупнейший) и Каллисто видны в бинокль или телескоп. Явления, происходящие в системе спутников, можно найти в КН на март.

Сатурн. Планету можно наблюдать все темное время суток (около 11 часов) в созвездии Льва. Вместе со звездами альфа, гамма и эпсилон Льва, Сатурн образует эффектный ромб на небе. Угловые размеры окольцованной планеты составляют 20 секунд дуги при блеске +0,3m. При таком диаметре в телескоп видны самые крупные детали, а в кольце планеты можно разглядеть щель Кассини. Спутник Титан виден в бинокль, а еще несколько лун (блеском около 10m) доступны телескопам с диаметром объектива от 80 - 100 мм. Систему Сатурна исследует аппарат Кассини. Подробности о космических исследованиях - в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер.

Уран. Планета (m= +6,1, d= 3,6 угл. сек.) не видна, т.к. скрывается в лучах Солнца. Уран движется по созвездию Водолея

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) находится в созвездии Козерога. На этой неделе у Нептуна начинается утренняя видимость.

Плутон. Карликовая планета (+14m) находится на границе созвездий Стрельца и Змеи.

Астероиды. На этой неделе любители астрономии смогут наблюдать 4 астероида до 10m.

4 Веста (m=7,0) - в созвездии Змееносца, 7 Ирис (m=9,8) - в созвездии Тельца, 20 Массалия (m=9,8) - в созвездии Рака и 23 Thalia (m=9,6) - в созвездии Волосы Вероники.

Кометы. Из комет, доступных любительским наблюдениям, самой яркой является комета McNaught (C/2006 P1). Но в данное время комета движется по южным созвездиям, и ее могут наблюдать в бинокль только жители южных стран. На северном небосклоне (в созвездии Рыб) крупным любительским инструментам стала доступна периодическая комета Энке, имеющая блеск около 12m. Комета P/Machholz 1(96P) находится в созвездии Скульптора, и довольно быстро набирает блеск (около 11 m) и высоту. К концу месяца эта комета достигнет порога видимости невооруженным глазом. Блеск для всех комет дается расчетный. Он может отличаться от реального на 2 - 3m.

Карты видимости и эфемериды планет, комет и астероидов имеются в КН на март и Астрономическом календаре на 2007 год.

Основные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское. Если приводится всемирное время (UT), то это указывается в явлении. Остальные явления месяца описаны в КН на март, а явления года в Астрономическом календаре на 2007 год.

12 марта, утро - Луна (Ф= 0,51) близ Юпитера.

13 марта, утро - Начало утренней видимости Нептуна.

14 марта, утро - Завершающий восход Луны перед новолунием (в средних широтах).

15 марта, утро - Луна (Ф= 0,2) близ Марса.

16 марта, утро - Луна (Ф= 0,12) близ Нептуна.

17 марта, утро - Луна (Ф= 0,06) близ Меркурия.

18 марта, 19 часов 51 минута (UT) - Покрытие звезды HIP17467 из созвездия Персея астероидом 795 Fini (КН на март)

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-западной части полуночного неба 14 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Сатурна в телескоп (рядом - Мимас).

Вид юго-восточной части неба незадолго до восхода Солнца 14 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера, Марса и Меркурия в телескоп.

Вид юго-западной части неба через час после захода Солнца 14 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Венеры в телескоп.

Для городов севернее и южнее Москвы небесные тела будут располагаться в указанное время, соответственно, несколько ниже и выше (на разницу широт) относительно их мест на небосводе Москвы. Положения планет на рисунках примерно одинаковы в течение недели в указанное время.

Источники: Календарь Наблюдателя N3 за 2007 год, АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 и АК 4.06