Календарь наблюдателя на апрель 2008 года Календарь наблюдателя на апрель 2008 года
28.03.2008 21:40 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на апрель 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

Обзор месяца

Основными астрономическими событиями месяца являются: 11 апреля - покрытие достаточно яркой звезды (4,8m) из созвездия Волосы Вероники астероидом 1886 Ловелл и 22 апреля - максимум действия метеорного потока Лириды. Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 13 часов 7 минут в начале месяца до 15 часов 17 минут 30 апреля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц возрастет с 38 до 48 градусов. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее (выше 70 параллели к концу месяца наступят белые ночи). Для наблюдений Солнца апрель - благоприятный период, но они должны проходить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра. Начинается новый цикл солнечной активности, поэтому желательны ежедневные наблюдения поверхности Солнца для учета появляющихся пятен. Убывающая Луна (фаза 0,3) начнет свой путь по апрельскому небу в созвездии Козерога близ границы с созвездием Стрельца. Утром 2 апреля она сблизится с Нептуном при фазе 0,2, пройдя в градусе южнее планеты. Поскольку наклон эклиптики к горизонту в утренние часы весьма мал, условия наблюдений Луны и планет в это время суток малоблагоприятны из-за низкого положения над горизонтом. Перейдя в созвездие Водолея, убывающий серп 4 апреля пройдет в градусе севернее Урана, но будет доступен для наблюдений только в южных широтах. За день до новолуния, которое наступит 6 апреля, Луна сблизится с Венерой и Меркурием (в созвездии Рыб), но условия наблюдений этого соединения будут малоблагоприятны даже в южных широтах. Фазу новолуния зарождающийся месяц пройдет в 3 градусах севернее Солнца и уже вечером этого же дня жители Европейской части России могут попытаться найти в лучах вечерней зари самый тонкий лунный серп с фазой 0,01. Он будет находиться в 7 градусах к северу (почти точно над зашедшим Солнцем). Если Вам удастся пронаблюдать Луну в самой малой фазе, напишите о своих наблюдениях в редакцию журнала Небосвод по адресу nebosvod_journal@mail.ru В последующие дни, миновав созвездия Рыб и Овна, ночное светило 8 апреля при фазе 0,1 сблизится с Плеядами, по покрытие этого скопления будет видимо лишь на американском континенте. Вечером 11 апреля растущий серп (Ф= 0,4) пройдет севернее Марса (в созвездии Близнецов). Минимальное угловое расстояние между южным краем Луны и планетой в соединении составит не более десятка угловых секунд, но в это время Марс опять будет наблюдаться на американском континенте. День Космонавтики - 12 апреля - Луна отметит вступлением в фазу первой четверти в 5 градусах южнее Поллукса (созвездие Близнецов). На следующий день полумесяц перейдет в созвездие Рака, и при фазе 0,62 покроет скопление Ясли. На этот раз видимость явления будет благоприятна на Европейской территории России. Через два дня фаза Луны возрастет до 0,8, и она вновь вступит в соединение (в созвездии Льва), но уже с двумя яркими светилами: Регулом и Сатурном. Ночное светило пройдет в 4 градусах южнее звезды и планеты, угловое расстояние между которыми составит всего 2,5 градуса. Следующим ярким небесным объектом на пути естественного спутника Земли по небесной сфере станет Спика (альфа Девы), соединение с которой произойдет 19 апреля. Почти полная Луна пройдет в трех градусах южнее звезды. Полнолуние придется на 20 апреля, а затем лунная фаза пойдет на убыль, как и склонение, из-за чего наблюдаться лунный диск будет низко над горизонтом. Миновав созвездие Весов, Луна 23 апреля перейдет в созвездие Скорпиона и тесно (до 1 градуса) сблизится с Антаресом при фазе 0,9. За день до последней четверти, т.е. утром 26 апреля в соединение с убывающий Луной (Ф= 0,65) вступит Юпитер (в созвездии Стрельца), а в утренние часы 30 апреля лунный серп (Ф= 0,37) пройдет южнее Нептуна на угловом расстоянии менее градуса. К концу суток фаза Луны уменьшится до 0,28, и она закончит свой путь по апрельскому небу в созвездии Водолея между Ураном и Нептуном. На звездном небе апреля можно будет наблюдать четыре ярких планеты, а также Уран и Нептун. Меркурий (верхнее соединение 16 апреля) выходит на вечернее небо в третьей декаде месяца (до этого времени не виден), и будет наблюдаться у западного горизонта. Планета увеличивает продолжительность видимости к концу апреля почти до 1 часа, перемещаясь по созвездию Овна. Восточную элонгацию Меркурий пройдет в середине мая. Венера (-3,7m) в апреле не видна. Она находится в созвездии Рыб, медленно сближаясь с Солнцем. Планету можно попытаться отыскать днем в телескоп или бинокль, зная точные горизонтальные координаты. Марс в течение месяца наблюдается в созвездии Близнецов, уменьшая вечернюю видимость с 8 до 5,5 часов. Блеск и видимый диаметр его также постепенно уменьшаются. К середине месяца Марс сияет лишь как звезда первой величины при видимом диаметре 6 угловых секунд. Юпитер виден на утреннем небе (созвездие Стрельца) в юго-восточной его части. В начале месяца он наблюдается около 1,5 часов, а к концу апреля - 2 часа. Лучшая видимость в апреле сохраняется у Сатурна. Планета видна все темное время суток в созвездии Льва в 3-5 градусах к востоку от Регула. Уран и Нептун можно наблюдать утром. Нептун увеличивает видимость от получаса до 1 часа, а Уран появляется на утреннем небе к концу месяца. Обе планеты могут быть найдены в бинокль с помощью звездных карт (в приложении к данному КН) в созвездиях Водолея и Козерога, соответственно. Из комет до 11m любители астрономии смогут наблюдать P/Holmes (17P), P/Wirtanen (46P) и Boattini (C/2007 W1). Комета Холмса первую декаду месяца находится в созвездии Персея, а затем переходит в созвездие Возничего, оставаясь доступной (около 7m) для любого бинокля или телескопа. P/Wirtanen (46P) в апреле пройдет по созвездиям Возничего и Близнецов, в течение месяца. снижая расчетный блеск с 10 до 11,5m. Комета Boattini (C/2007 W1), наоборот, в течение месяца увеличивает расчетный блеск с 11 до 9m, перемещаясь по созвездиям Ворона и Чаши. Астероиды апреля представлены шестью светилами до 10m. Ярче других будет Веста (с максимальным блеском около 8m). Блеск остальных пяти астероидов составит от 9 до 10 m. За месяц (согласно http://www.asteroidoccultation.com) произойдут 4 покрытия звезд астероидами, самой яркой из которых будет HIP 63355 (4,8m) из созвездия Волосы Вероники. Полоса покрытия пройдет по территории Казахстана и Европейской части России. Максимума блеска достигнут 6 долгопериодических переменных звезд, ярчайшей из которых станет R Волопаса (14 апреля). Она достигнет порога видимости невооруженным глазом (6,2m). RS Весов - 3 апреля, S М.Пса - 8 апреля, R Рыб - 9 апреля, S Пегаса - 11 апреля и U Кита - 22 апреля будут иметь блеск около 7m. Основной метеорный поток апреля - Лириды. Это стабильный поток с часовым числом 20 метеоров. К сожалению, в 2008 году максимум его действия приходится почти на полнолуние, поэтому условия наблюдений будут малоблагоприятными. Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на апрель 2008 года в формате Word (0,44Мб)