Открытие самого молодого остатка сверхновой Открытие самого молодого остатка сверхновой
19.05.2008 18:30 | Н.Т. Ашимбаева/ГАИШ, Москва

Открыт самый молодой остаток сверхновой в нашей Галактике в результате проведенных наблюдений быстрорасширяющейся туманности от вспышки. Результат был получен с помощью рентгеновской обсерватории Chandra и радиотелескопа NRAO VLA. Это открытие дает ответ на важный вопрос о частоте вспышек сверхновых звезд в Млечном Пути.

Взрыв сверхновой произошел около 140 лет назад - это свидетельство о самой молодой сверхновой в Галактике, наблюдаемой с Земли. До этого последний известный взрыв произошел около 1680 года, который оставил после себя хорошо известный остаток сверхновой Кассиопея А. Оценки частоты появления сверхновых в нашей Галактике дают цифру примерно 3 в столетие, т.е. мы вправе ожидать 60 таких событий за последние 2000 лет (в течение которых сохранились свидетельства таких небесных явлений) чего нет, зарегистрировано менее 10 случаев! Если оценка частоты образования сверхновых корректна, то в нашей Галактике должно было быть около 10 сверхновых после сверхновой в Кассиопеи (Cas A). Чего, увы, не наблюдалось.

Взрыв этой сверхновой не был виден в оптике из-за того, что она находится вблизи центра Галактики и при этом на расстоянии в 25 тыс. световых лет от Земли, - и поэтому скрыта мощными облаками газа и пыли. В силу этого свет в оптике ослабляется в триллионы раз по сравнению с обычной, "нескрытой" сверхновой. Но в случае с остатком G1.9+0.3 повезло: его видно сейчас в радио и рентгеновском диапазоне. Мы можем видеть взрывы сверхновых с помощью оптических инструментов на огромных расстояниях, в удаленных галактиках. А то, что творится на нашем "заднем космическом дворе", совсем рядом, но скрыто такими плотными облаками, как наш объект, нам совсем не известно.

Исследования объекта G1.9+0.3 начались в 1985 году, когда с помощью телескопа VLA удалось его идентифицировать как остаток взрыва сверхновой вблизи центра Галактики. Основываясь на его малом размере, было выдвинуто предположение, что звезда вспыхнула примерно 400-1000 лет назад. 22 года спустя обсерватория Chandra провела повторные наблюдения этого объекта. Подетальное сравнение изображений (см. рисунок на врезке) показало, что оболочка остатка расширилась весьма существенно - на 16%, это очень большая разница, означающая, что остаток расширяется очень быстро. Оценка возраста объекта дает цифру в 140 лет, что автоматически присваивает ему статус самого молодого наблюдаемого остатка сверхновых.

На рисунке показаны профили радио и рентгеновского изображений. Пунктирная зеленая линия - радио-изображение, полученное в 1985 году. Синий пунктир - радио-изображение 2008 года, которое на 16% больше первого, красная кривая - современные рентгеновские данные.

Обнаружение такой молодой сверхновой действительно важный шаг в лучшем понимании оценки частоты взрывов сверхновых в нашей Галактике. Знание этой величины важно, т.к. сверхновые звезды нагревают и перераспределяют огромные массы газа, выбрасывая большие массы тяжелых элементов в окружающее пространство и таким образом стимулируя образование новых звезд, замыкая, таким образом процессы гибели и рождения.

Кроме "детского" возраста, G1.9+0.3 интересен еще по ряду причин. Высокая скорость расширения (14 000 км/с), экстремально высокие энергии регистрируемых частиц - это все неожиданно и заставляет проводить более глубокие исследования этого объекта.

Результаты исследования будут опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Публикации с ключевыми словами: Сверхновые - остаток Сверхновой - взрывы сверхновых - Chandra - VLA