Календарь наблюдателя на сентябрь 2008 года Календарь наблюдателя на сентябрь 2008 года
23.08.2008 16:10 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на сентябрь 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 7 сентября - Меркурий в соединении с Марсом, 11 сентября - Меркурий в вечерней (восточной) элонгации, 12 сентября - Венера в соединении с Марсом, 12 сентября - Меркурий в соединении с Венерой, 13 сентября - Уран в противостоянии с Солнцем, 22 сентября - осеннее равноденствие. Солнце движется по созвездию Льва до 16 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Изменение склонения центрального светила в сентябре максимально. Быстро сокращается и долгота дня. Если в начале месяца она составляет 13 часов 47 минут, то к концу описываемого периода - 11 часов 40 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 42 до 31 градуса. В день осеннего равноденствия Солнце достигает небесного экватора, пересекая 12 часовой небесный меридиан. Сентябрь одинаково хорош как для дневных, так и для ночных наблюдений практически на всех широтах, за исключением полярных областей Земли. Для средних широт это особенно благоприятный период. Как правило, первый осенний месяц изобилует ясными днями, а относительно теплая погода создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся около полусуток. Главный объект дневных наблюдений - Солнце - находится в начале своего очередного цикла активности, поэтому частое появление пятен на нем становится нормой. Отслеживать темные образования на поверхности дневного светила можно практически в любой телескоп. Но пятна можно увидеть даже без применения оптики. Достаточно спроецировать изображение Солнца на лист бумаги через проделанное в другом листе отверстие. Кстати, это самый безопасный (хотя и не самый лучший) способ солнечных наблюдений, т.к. при наблюдениях в телескоп или бинокль нужно обязательно (!!) применять солнечный фильтр. Без фильтра, защищающего глаз от мощного светового и теплового излучения Солнца, смотреть на него в телескоп категорически запрещается! Для Луны таких условий не требуется. Даже в полнолуние, она хоть и несколько ослепляет при наблюдении в телескоп, но безопасна для зрения. Ночное светило (Ф= 0,01) начнет свой путь по сентябрьскому небу в созвездии Льва через сутки после новолуния, и находясь в центре парада планет. Всего в параде участвуют 4 планеты, но находятся они на небольшом угловом расстоянии от Солнца, а Сатурн - близ соединения. В первые дни месяца Меркурий, Венера, Марс и Сатурн будут находиться в секторе около 25 градусов, а затем окольцованная планета начнет удаляться от группы Меркурий-Венера-Марс. Эти три светила максимально сблизятся на небесной сфере 12 сентября (при элонгации 25 градусов). Угловое расстояние между Венерой и Марсом сократится до 20 минут дуги, а Меркурий отдалится от них на 3 градуса, находясь при этом в вечерней элонгации. Три планеты земной группы будут находиться в нескольких градусах друг от друга весь месяц. Луна, 2 сентября пройдя при фазе 0,04 в нескольких градусах южнее их, покинет территорию парада планет и, до 5 августа будет перемещаться по созвездию Девы. В созвездие Весов молодой месяц перейдет уже при фазе 0,24, а первую четверть встретит 7 сентября в созвездии Скорпиона (близ звезды Антарес). Потратив сутки на пересечение созвездия Змееносца, Луна перейдет в созвездие Стрельца и устремится к Юпитеру, с которым вступит в соединение 9 сентября при фазе 0,71. Следующей планетой на пути Луны (Ф= 0,94) станет Нептун (в созвездии Козерога), в градусе южнее которого ночное светило пройдет 13 сентября. В этот же день почти полный лунный диск пересечет границу созвездия Водолея, и достигнет Урана к полнолунию (15 сентября). Разумеется, это будет не лучший период для наблюдений двух самых далеких планет Солнечной системы, т.к. яркость близкой Луны будет мешать поиску этих газовых гигантов (в бинокль или телескоп). В созвездии Рыб ночное светило задержится на двое суток, а затем перейдет в созвездие Овна, уменьшив фазу до 0,9. Утром 20 сентября произойдет покрытие Луной звездного скопления Плеяды, но территории России его можно будет наблюдать только на Дальнем Востоке. Миновав созвездие Тельца, ночное светило вступит созвездие Близнецов и в фазу последней четверти (22 сентября). 25 сентября убывающий серп (Ф= 0,21) сблизится со скоплением Ясли в созвездии Рака, и в этот же день перейдет в созвездие Льва. Достигнув фазы 0,06, Луна займет положение между Регулом и Сатурном, и это сближение будет хорошо видимо в утренние часы 27 сентября. Тонкий серп между двумя яркими светилами! Это стоит запечатлеть на фотопленку. За день до конца месяца Луна вступит в фазу новолуния, и закончит свой путь по сентябрьскому небу в созвездии Девы в соединении с Меркурием и Спикой, имея увеличивающуюся фазу 0,02. Условия видимости этого сближения будут достаточно хороши лишь на юге страны. Из ярких планет, как было сказано выше, 3 светила весь месяц находятся в созвездии Девы, а Сатурн в созвездии Льва. Юпитер обособленно занимает положение в созвездии Стрельца, являясь самым ярким светилом ночного неба и самой доступной для наблюдений планетой. Продолжительность видимости газового гиганта составляет около 3,5 часов, тогда как другие планеты виды не более часа. Условия видимости парада из трех планет на вечернем небе будут благоприятны лишь в южных районах, т.к. наклон эклиптики (вдоль которой движутся все блуждающие светила) к горизонту в это время весьма мал. Это приводит к тому, что в средних и северных широтах данные планеты будут заходить одновременно с Солнцем (Меркурий) или немногим позднее. Лишь Венеру можно попытаться разглядеть в бинокль (а во второй половине месяца и невооруженным глазом) невысоко над горизонтом. Сатурн также появится на небе после середины сентября, но уже на утреннем небе. Уран (в созвездии Водолея) и Нептун (в созвездии Козерога) видны над горизонтом дольше других планет, но найти их можно лишь в бинокль или телескоп (с помощью звездных карт в КН за апрель 2008 года). В безлунные ночи Уран можно попытаться разглядеть невооруженным глазом. На небе сентября будут наблюдаться 6 комет с расчетным блеском выше 11m. Boattini (C/2007 W1), P/Borrelly (19P), McNaught (C/2008 A1), Broughton (C/2006 OF2), P/Boethin (85P) и наделавшая много шума комета Холмса. Самой яркой (7,6m) из них будет McNaught (C/2008 A1), которая движется на север по созвездиям Центавра, Гидры и Весов, и будет доступна любителям нашей страны во второй половине месяца. Другие кометы не превысят в блеске 10m, разве что вновь проявит себя комета Холмса. 6 астероидов в сентябре станут ярче 10m. Самой доступной будет Веста, блеск которой к концу месяца увеличится до 6,9m. Звездная величина остальных астероидов будет варьироваться в пределах 9 - 10m. За месяц с территории России и СНГ (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 4 покрытия звезд до 10m астероидами. Наиболее яркие (8,5m) звезды покроются 14 и 30 сентября. Метеорные потоки сентября - Писциды и дельта-Ауригиды. Максимума блеска достигнут 6 долгопериодических переменных звезд. U Овна - 1 сентября, R Paкa - 7 сентября, S Змеи - 19 сентября, R Змееносца - 26 сентября, W Кита - 28 сентября, U Геркулеса - 30 сентября. Ярче других будет R Paкa (6,1m). Блеск U Геркулеса составит 6,4m, а остальные звезды не превысят в максимуме блеска 7,0m. Оперативные сведения по небесным объектам и явлениям имеются на сайте для наблюдателей AstroAlert. Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на сентябрь 2008 года в формате Word (0,35Мб)