Открытие аналога Седны Открытие аналога Седны
22.08.2008 17:18 | Н.Т. Ашимбаева/ГАИШ, Москва

Учеными Вашингтонского Университета обнаружен новый необычный объект Солнечной системы - 2006 SQ372, транснептуновый объект, аналог Седны. Об этом было сообщение в Чикаго на международном симпозиуме, посвященному обзору SDSS - "Sloan Digital Sky Survey: от астероидов к космологии".

Новый объект с необычной орбитой нашли на расстоянии в 3 миллиарда километров от Земли, вблизи Нептуна. Это малый кометообразный объект, который назвали 2006 SQ372, вероятнее всего состоит из осколков камней и льда. Однако, ее орбита проходит не настолько близко к Солнцу, чтобы образовывать хвост, как это происходит у обычно наблюдаемых комет. Ее орбита очень вытянутая, с e=0.967. Из-за этого полуось орбиты 2006 SQ372 составляет 1600 а.е., а период обращения – около 22 500 лет. Единственный объект с похожей орбитой - Седна - удаленная Плутонообразная малая планета открытая в 2003 году. Но орбита 2006 SQ372 такова, что объект находится в полтора раза дальше от Солнца, а период его обращения примерно в два раза больше.

2006 SQ372 вероятнее всего имеет размер в 50-100 км в поперечнике, что очень мало по сравнению с размерами той же Седны, диаметр которой больше 1000 км. Скорее всего это, комета, но мы никогда не сможем увидеть у нее привычный яркий и длинный хвост из газа и пыли, какой мы обычно наблюдаем у комет, проходящих вблизи Солнца. Большую часть оборота 2006 SQ372 находится на расстоянии 240 миллиардов км от Солнца, т.е. около 1600 а.е.

Рис.1.Орбита объекта 2006 SQ372 в сравнении с орбитами Нептуна, Плутона и Седны (голубая, белая, зеленая и красная, соответственно). Положение Солнца показано желтой точной в центе. На врезке показаны орбиты эти же орбиты вблизи орбиты Нептуна (Credit: N. Kaib).

Объект SQ372 был впервые открыт в серии изображений между 27 сентября и 21 октября 2006 года и отождествлен потом с данными 2005 и 2007 годов. С помощью моделирования ученые пытались объяснить необычность орбиты объекта. Возможно, он сформировался как и Плутон, в поясе астероидов за орбитой Нептуна, а затем в результате гравитационного воздействия планет Нептуна или Урана был выброшен на далекую орбиту. Однако, более вероятно, что объект зародился в Облаке Оорта, во внутренней его области.

В 1950 году датский астроном Ян Оорт выдвинул гипотезу, что большинство комет зарождаются в области, резервуаре ледяных, астероидо-подобных тел, которые были выброшены за пределы Солнечной системы из-за гравитационного воздействия планет-гигантов, в то время - около 4.5 миллиардов лет назад, - когда происходило формирование самих планет. Большинство объектов облака Оорта движутся на расстояниях в несколько миллиардов км от Солнца, но гравитационное притяжение проходящих вблизи звезд может менять их орбиты: или отправляя их в межзвездное пространство, или направляя на Солнце, где они за счет разогрева от нашей звезды начинают светиться как кометы.

Но даже находясь на таком огромном расстоянии, 2006 SQ372 все равно в десятки раз ближе к Солнцу, чем известные тела из Облака Оорта. Существование внутреннего Облака Оорта было теоретически предсказано много лет назад, но 2006 SQ372 и, возможно, Седна - это первые объекты именно из этой области, которые мы можем наблюдать. То, что предсказания подтверждаются, вселяет оптимизм.

Объект 2006 SQ372 в момент обнаружения имел яркость, достаточную для того, чтобы его можно было увидеть, благодаря тому, что он находился в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты. Т.е. должна существовать еще масса объектов подобного типа, которых мы просто не можем видеть и которая ждет своего открытия уже с помощью обзоров следующего поколения, которые будут обладать большей чувствительностью и покрывать существенно большую область неба.

Изучение таких объектов как 2006 SQ372 и Седна дает возможность понять как образуются кометы - наиболее впечатляющие явления в небесной фильмографии. Но более глобальная цель - заглянуть назад, в раннюю историю Солнечной системы и, наконец, собрать единую картинку того, что же происходило в момент ее образования.

Публикации с ключевыми словами: транснептуновые объекты - кометы - облако Оорта - солнечная система