Календарь наблюдателя на апрель 2009 года Календарь наблюдателя на апрель 2009 года
27.03.2009 16:10 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на апрель 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 15 апреля - соединение Марса и Урана, 22 апреля - максимум действия метеорного потока Лириды, 23 апреля- соединение Венеры и Урана, 24 апреля - соединение Венеры и Марса, 26 апреля - вечерняя элонгация Меркурия, 26 апреля - сближение Луны с Меркурием и Плеядами. Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 13 часов 07 минут в начале месяца до 15 часов 17 минут 30 апреля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц возрастет с 38 до 48 градусов. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее (выше 70 параллели к концу месяца наступят белые ночи). Для наблюдений Солнца апрель - благоприятный период, но они должны проходить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра. Луна в апреле совершит очередное путешествие по небесной сфере, а лучшие условия для ее наблюдений будут в вечернее время начала месяца. Растущий полумесяц в этот период находится высоко над горизонтом, с каждым днем открывая для обозрения все больше лунных гор и кратеров. Начнет Луна свой путь по апрельскому небу при фазе 0,3 в созвездии Тельца. Рядом с ней не будет планет, т.к. большинство из них находится на утреннем небе. Ровно через сутки, т.е. к полуночи по московскому времени Луна пересечет границу созвездия Близнецов, имея фазу 0,4, а к вечеру этого дня вступит в фазу первой четверти. 4 апреля лунный овал проведет в созвездии Рака (фаза 0,6 и более), а на следующий день вступит в созвездие Льва. К полуночи 6 апреля Луна при фазе 0,84 сблизится с Регулом, пройдя южнее его, а 7 апреля сблизится с Сатурном. Дальнейший путь ночного светила будет пролегать по созвездию Льва до полуночи 8 апреля, когда Луна (Ф= 0,96) достигнет границы созвездия Девы. Здесь Луна вступит в фазу полнолуния 9 апреля, а на следующий день сблизится со Спикой. В созвездие Весов Луна перейдет 11 апреля, уменьшив фазу до 0,98, а 13 апреля достигнет следующего зодиакального созвездия - Скропиона, уже при фазе 0,9. В этот же день ночное светило сблизится с Антаресом. В южную часть созвездия Змееносца Луна вступит 14 апреля при фазе 0,82. Здесь она проведет сутки и уменьшив фазу до 0,74 перейдет в созвездие Стрельца, которое благополучно пересечет за три дня. Обладая в этот период наиболее отрицательным склонением, ночное светило не будет восходить севернее широты 63 градуса, а в средних широтах будет наблюдаться низко над горизонтом. Фазу последней четверти Луна примет на границе созвездий Стрельца и Козерога, а затем начнутся сближения с планетами. 20 апреля тающий серп (Ф= 0,3) займет положение между Юпитером и Нептуном, перейдя вскоре после этого в созвездие Водолея. Следующее сближение (сразу с тремя планетами) произойдет через два дня, т.е. 22 апреля (в день максимума действия метеорного потока Лириды). Рядом с Луной (Ф= 0,1) на утреннем небе в созвездии Рыб (у границы с созвездием Водолея) расположатся Венера, Марс и Уран. Условия наблюдений этого соединения будут неблагоприятны. Из четырех небесных тел невооруженным глазом можно будет наблюдать только Венеру и Луну. Тем не менее, применив бинокль, можно попытаться отыскать и Марс. 25 апреля Луна перейдет в созвездие Овна, где примет фазу новолуния. Перейдя на вечернее небо, растущая Луна устремится к созвездию Тельца, где 27 апреля сблизится с Меркурием и Плеядами при фазе 0,04. 29 апреля растущий серп (Ф= 0,2) вступит в созвездие Близнецов, где и закончит свой путь по апрельскому небу, увеличив фазу до 0,4. Из больших планет наблюдать в апреле можно практически все блуждающие светила, но хорошие условия видимости имеют лишь Сатурн и Меркурий. Самая быстрая планета весь месяц видна на вечернем небе, обладая лучшими условиями наблюдений в 2009 году. Продолжительность видимости Меркурия к концу апреля достигает полутора часов. Невооруженным глазом он виден как звезда 0 - 1m, а в телескоп наблюдается диск с угловым диаметром 5 секунд, превращающийся за месяц в серп диаметром около 9 и фазой 0,3. До 9 апреля Меркурий движется по созвездию Рыб, а затем переходит в созвездие Овна, где пробудет до 25 апреля. Оставшийся период месяца планета проведет в созвездии Тельца, 26 апреля участвуя в сближении с Плеядами и Луной. Венера находится на утреннем небе, но не смотря на свою яркость и достаточную элонгацию, невооруженным глазом наблюдается недолго. Тем не менее, в бинокль найти ее на небе можно практически в любое время, когда она находится над горизонтом, поскольку блеск ее (во второй половине месяца) близок к максимальному (-4,6m). Весь месяц Утренняя Звезда находится в созвездии Рыб, 17 апреля проходя точку стояния и меняя попятное движение на прямое. Марс невооруженным глазом не виден (блеск +1,2m), но при помощи бинокля его можно найти на утреннем небе. Первую половину месяца загадочная планета движется по созвездию Водолея, а 15 апреля переходит в созвездие Рыб. Юпитер также обладает утренней видимостью, продолжительность которой постепенно увеличивается с получаса в начале месяца до 1 часа - в конце. Блеск газового гиганта придерживается значения -2m, а видимый диаметр возрастает от 35 до 38 угловых секунд. Весь месяц планета находится в созвездии Козерога. Сатурн имеет лучшие условия видимости и наблюдается всю ночь в созвездии Льва (в 8 градусах южнее тета Льва и в 5 градусах южнее известного трио галактик созвездия Льва). Уран находится в созвездии Рыб, но не виден почти весь месяц, т.к. его утренняя видимость начнется только в конце апреля. Нептун движется по созвездию Козерога в 3 градусах севернее звезды дельта. Его утренняя видимость к концу месяца достигает часа. Отыскать самые далекие планеты можно в бинокль или телескоп с помощью звездных карт, имеющихся в КН за январь 2009 года. В апреле любители астрономии наших широт смогут наблюдать несколько комет, блеск которых превысит 11m и, следовательно, они будут доступны любительским инструментам со средними апертурами. Самой яркой, как и в марте, будет комета C/2007 N3 (Lulin) (8-10m в течение месяца). Комета будет медленно перемещаться внутри созвездия Близнецов (наблюдения - в первой половине ночи) и в начале месяца сможет наблюдаться со средними астрономическими бинокулярами. C/2006 W3 (Christensen), расположенная вблизи звезды эта Пегаса, будет иметь лучшие условия наблюдений под утро при блеске на уровне 9m, с каждым днём постепенно улучшающиеся. От кометы Кардинала (C/2008 T2), расположенной в созвездии Возничего, можно ожидать блеска на уровне 11m. Также возможно наращивание яркости кометой 22P/Koppf, расположенной на утреннем небе, до значений около 10m. Комета P/Kushida (144P) имеет блеск на уровне 12m и наблюдается в течение месяца у границы созвездий Близнецов и Рака (текст по кометам - Артем Новичонок). Самой яркой среди астероидов будет Церера, которая в начале месяца имеет звездную величину 7,4m, а к концу апреля - 8m. За месяц с Европейской территории России и СНГ (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 2 покрытия звезд до 10m астероидами. Сведения о переменных звездах, достигающих максимума или минимума блеска в текущем месяце, даны в таблице от http://aavso.org/publications/bulletin/. Оперативные сведения о новых объектах и явлениях имеются на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на апрель 2009 года в формате Word (0,4Мб)