Календарь наблюдателя на октябрь 2009 года Календарь наблюдателя на октябрь 2009 года
29.09.2009 20:20 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на октябрь 2009 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:
4 октября - соединение Юпитера и Нептуна,
6 октября -  утренняя элонгация Меркурия,
8 октября - максимум действия метеорного потока Дракониды,
8 октября - соединение Меркурия и Сатурна,
13 октября - соединение Венеры и Сатурна,
21 октября - максимум действия метеорного потока Ориониды,
25 октября - переход с летнего времени на зимнее,переводом стрелок часов на 1 час

Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца составит 30 - 19 градусов.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп. При наблюдениях Солнца в оптические инструменты обязательно (!!) используйте солнечный фильтр. О методике солнечных наблюдений - в журнале Небосвод за июнь 2007 года (http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет свой путь по октябрьскому небу в созвездии Козерога (близ Юпитера и Нептуна) при возрастающей фазе 0,9. Вскоре после этого сближения ночное светило перейдет в созвездие Водолея, где проведет около двух суток. 3 октября почти полная Луна пересечет границу созвездия Рыб и пройдет севернее Урана (Ф= 0,98). На следующий день в этом созвездии естественный спутник Земли примет фазу полнолуния, и до полуночи 6 октября продолжит путешествие по созвездию Рыб. Перейдя в созвездие Овна при фазе 0,96, Луна устремится к границе с созвездием Тельца, которую пересечет 7 октября. Около полуночи по московскому летнему времени 8 октября ночное светило (Ф= 0,85) сблизится с Плеядами, а затем произойдет покрытие южной части этого звездного скопления. Покрытие будет хорошо видно на Европейской части России и СНГ, но, к сожалению, самые яркие звезды М45 не попадут в список покрываемых.

В созвездии Тельца Луна пробудет до 10 октября, перейдя в этот же день в созвездие Близнецов. 11 октября наступит фаза последней четверти, а 12 октября при фазе 0,42 лунный полудиск сблизится с Марсом и вплотную подойдет к границе созвездия Рака. Это созвездие Луна покинет 13 октября, а на утром следующего дня сблизится с самой яркой звездой созвездия Льва - Регулом при фазе 0,2. 15 октября тающий серп посетит созвездие Секстанта, а затем вновь продолжит путь по созвездию Льва. В утренние часы 16 и 17 октября в созвездии Девы произойдет сближение Луны сразу с тремя планетами, причем пройдет она южнее всей этой группы небесных объектов. Тонкий серп на фоне сумеречного сегмента, а также Меркурий, Венера и Сатурн будут великолепным украшением утреннего неба середины календарной осени.

Через сутки Луна примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо. Но наблюдать ее после захода Солнца можно будет только через несколько дней, т.к. находится лунный серп ниже эклиптики, которая в свою очередь имеет весьма малый наклон к горизонту. 19 и 20 октября Луна проведет в созвездии Весов, а в день максимума Орионид перейдет в созвездие Скорпиона. К вечеру, увеличив фазу до 0,1, растущий серп сблизится с Антаресом, а часть суток 22 и 23 октября проведет в созвездии Змееносца. В эти дни склонение нашей небесной соседки минимально, поэтому выше широты 64 градуса она не восходит.

В последующие дни Луну ожидает длительное путешествие по созвездию Стрельца (до полуночи 26 октября). Фаза первой четверти наступит уже в созвездии Козерога, где лунный полудиск проведет 26 и 27 октября. В этом созвездии Луна сблизится с Юпитером и Нептуном при фазе 0,65. Следующие два дня лунным созвездием станет Водолей, а 30 октября ночное светило перейдет в созвездие Рыб и достигнет Урана (второй раз за месяц) при фазе 0,9. Двигаясь по этому созвездию и поднимаясь все выше по эклиптике, Луна закончит свой путь по октябрьскому небу, увеличив фазу до 0,97.

Планеты в октябре имеют достаточно благоприятные условия для наблюдений. За месяц можно провести результативные наблюдения всех больших планет Солнечной системы. Меркурий в октябре будет иметь только одну конфигурацию, а именно утреннюю (западную) элонгацию 6 октября, величина которой составит всего 18 градусов. Тем не менее, видимость планеты в дни элонгации весьма благоприятна даже в северных широтах, т.к. планета до своего исчезновения на светлом фоне утренней зари успевает подняться достаточно высоко над горизонтом. Продолжительность видимости Меркурия в средних широтах составляет более часа. Наблюдается он в виде яркой звезды с блеском от 0 до -1m восточнее Венеры. Весь месяц Меркурий имеет прямое движение. До 4 октября планета движется по созвездию Льва, а затем переходит в созвездие Девы, оставаясь в нем до конца месяца. 8 октября Меркурий пройдет в 20 угловых минутах южнее Сатурна. Видимый диаметр его за месяц уменьшается с 8 до 5 секунд дуги, и в телескоп он виден как полудиск в начале месяца и в виде небольшого овала к концу видимости (около 25 октября).

Венера движется в одном направлении с Солнцем (в двух десятках градусов от него) по созвездию Льва, 9 октября переходя в созвездие Девы. 13 октября Утренняя звезда максимально (до 0,5 градуса) сблизится с Сатурном, пройдя южнее окольцованной планеты. Венера наблюдается на фоне зари около 2 часов, как самая яркая (-3,7m) звезда неба, хотя светлое небо не дает ей засветить в полную силу. Видимый диаметр планеты близок к минимальному (около 10 угловых секунд) а фаза - к 1,0, поэтому в телескоп она видна в виде небольшого белого диска.

Марс обладает прямым движением, и перемещается по созвездию Близнецов. 12 октября он переходит в созвездие Рака (в 7 градусах южнее Поллукса) и остается в нем до конца месяца, когда сблизится со звездным скоплением Ясли до 1 градуса. Условия видимости планеты в течение месяца улучшаются. Блеск увеличивается до +0,5m, угловой диаметр - до 8 секунд дуги, а наблюдается Марс 7 - 8 часов.

Юпитер весь месяц находится близ звезды йота Козерога, сближаясь с ней в конце октября до 20 угловых секунд. 13 октября планета проходит точку стояния и меняет движение с попятного на прямое. Наблюдается Юпитер всю ночь в виде самой яркой (-2,5m) звезды в южной части неба. В телескоп виден диск диаметром более 40 секунд дуги с легко различимыми деталями, а также спутники планеты.

Сатурн (+1,0m) имеет утреннюю видимость более часа, и весь месяц наблюдается в созвездии Девы близ Венеры и Меркурия.

Уран (+6m) движется попятно по созвездию Рыб, переходя в созвездие Водолея 13 октября. Он может быть найден невооруженным глазом в отсутствие Луны.

Нептун (+8m) наблюдается в созвездии Козерога восточнее Юпитера. Самые далекие планеты видны всю ночь, а найти их среди звезд помогут карты в КН_01_2009 или АК_2009.

Кометами месяца являются P/Kopff (22P) в созвездии Водолея и Siding Spring (C/2007 Q3) в созвездии Льва.

Блеска ярче 8m из астероидов достигнут Юнона (в Водолее) и Мельпомена (в Ките).

Из ярких долгопериодических переменных звезд (до 8m) максимума блеска достигнут: R Ser (6,9m) 1 октября , RV Sgr (7,8m) 3 октября, S CrB (7,3m) 3 октября, T Uma (7,7m) 6 октября, R Scl (6,0m) 12 октября, V Cas (7,9m) 14 октября, V CVn (6,8m) 16 октября, R Dra (7,6m) 16 октября, T Col (7,5m) 17 октября, RU Sgr (7,2m) 21 октября. Данные о других переменных имеются в таблице КН.

Оперативные сведения о явлениях и новых объектах имеются на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/). Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на октябрь 2009 года в формате Word (0,5Мб)