Календарь наблюдателя на февраль 2010 года Календарь наблюдателя на февраль 2010 года
22.01.2010 20:47 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на февраль 2010 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

8 февраля - Венера южнее Нептуна
9 февраля - Покрытие звезды лямбда Стрельца Луной
15 февраля - Нептун в соединении с Солнцем
17 февраля - Венера южнее Юпитера
17 февраля - Веста в противостоянии с Солнцем
27 февраля - Меркурий южнее Нептуна
28 февраля - Юпитер в соединении с Солнцем

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но не забывайте применять солнечный фильтр, надетый на объектив Вашего инструмента!

Луна начнет свой путь по февральскому небу в созвездии Секстанта при фазе 0,95, вскоре перейдя в созвездие Льва, где пробудет около суток. К полуночи 3 февраля по московскому времени яркий лунный диск при фазе 0,8 пройдет в 8 градусах южнее Сатурна, перемещаясь уже по созвездию Девы. В течение последующих суток ночное светило заденет границу созвездия Ворона и к полуночи 4 февраля сблизится со звездой Спика, уменьшив фазу до 0,7.

5 и 6 февраля Луна будет находиться в созвездии Весов, приняв здесь фазу последней четверти. Быстро изменяя фазу, лунный полудиск, превратится в большой серп, путешествуя по созвездию Скорпиона 7 февраля. В конце этих суток произойдет сближение Луны (Ф= 0,32) с Антаресом до полградуса (звезда будет находиться южнее). 8 февраля лунный серп потратит на пересечение созвездия Змееносца, а затем начнет трехдневное путешествие по созвездию Стрельца.

Здесь в ночь с 9 на 10 февраля произойдет покрытие достаточно яркой звезды лямбда Стрельца. Около полуночи 12 февраля Луна пересечет границу созвездия Козерога и через несколько часов вступит в соединение с Меркурием при фазе 0,03. В созвездии Козерога Луна пробудет более двух суток и здесь же примет фазу новолуния 14 февраля. Затем тонкий растущий серп появится на вечернем небе (в созвездии Водолея) и для любителей наблюдать самую небольшую фазу Луны вечер 16 февраля будет самым удобным временем. Тем более что рядом будут находиться Юпитер и Венера - самые яркие планеты на земном небе. Около полуночи 17 февраля Луна (Ф= 0,02) пересечет границу созвездий Водолея и Рыб, сблизившись к вечеру этого дня с Ураном.

В созвездии Рыб растущий серп задержится почти на четверо суток, что является наиболее продолжительным временем нахождения Луны в одном созвездии. В созвездие Овна ночное светило вступит 19 февраля при фазе 0,25, а уже при достижении его (созвездия) восточной границы примет вид полудиска. Фаза первой четверти (22 февраля) наступит уже в созвездии Тельца, когда Луна покроет слабые звезды рассеянного звездного скопления Плеяды. Через двое суток лунный овал при фазе 0,7 приблизится к границе созвездия Близнецов, в которое перейдет 24 февраля.

Следующим созвездием на пути Луны будет созвездие Рака, где находится планета Марс, и с которой Луна сблизится 26 февраля при фазе 0,9. Это сближение произойдет после 10 дневной разлуки ночного светила с планетами. 27 февраля почти полная Луна перейдет в созвездие Льва, а после полуночи 28 февраля пройдет в 4 градусах южнее Регула. К вечеру завершающего дня завершающего зимнего месяца Луна примет фазу полнолуния и закончит свой путь по февральскому небу, встречая весну.

Из больших планет Солнечной системы в феврале можно будет наблюдать все, но в различные декады месяца. Наилучшей видимостью обладают Марс и Сатурн, которые находятся близ противостояния с Солнцем.

Меркурий виден в самом начале месяца на фоне утренней зари в созвездии Стрельца, но через несколько дней (в средних широтах) скрывается в лучах восходящего Солнца. Хотя его элонгация в это время составляет около 20 градусов, но меньшее, чем у Солнца, склонение не позволяет планете наблюдаться на сумеречном небе, как это можно в южном полушарии Земли. Но и в дни возможного наблюдения, Меркурий представляет из себя крохотный овал с угловым диаметром около 6 секунд дуги с фазой около 0,7 (блеск -0,2m). Весь месяц планета обладает прямым движением, 10 февраля переходя из созвездия Стрельца в созвездие Козерога, а 27 февраля - в созвездие Водолея.

Венера в начале месяца не видна, но в завершающую десятидневку месяца ее можно будет отыскать в лучах вечерней зари в виде яркой звезды с блеском -3,7m. В телескоп можно увидеть белый диск с видимым диаметром 10 угловых секунд. До 9 февраля планета будет перемещаться по созвездию Козерога, а затем перейдет в созвездие Водолея и останется в нем до конца месяца. Весь месяц Венера обладает прямым движением.

Марс, наоборот, движется весь месяц попятно по созвездию Рака. Для загадочной планеты февраль - благоприятный месяц для наблюдений (видимость всю ночь), т.к. она имеет достаточно большой видимый диаметр около 14 угловых секунд и блеск около -1m.

Юпитер весь месяц перемещается по созвездию Водолея. Газовый гигант обладает прямым движением, наблюдаясь около часа в начале месяца, а к его середине скрываясь в лучах вечерней зари. Юпитер имеет вид звезды с блеском около -2m, а телескоп виден диск диаметром около 34 секунд дуги. В самом конце месяца планета вступает в соединение с Солнцем.

Сатурн (+0,6m) наблюдается в созвездии Девы большую часть ночи (более 10 часов). Планета движется попятно, приближаясь к своему противостоянию. В телескоп виден диск планеты (около 20 угловых секунд) с некоторыми деталями поверхности. Кольцо Сатурна имеет весьма тонкий вид, но постепенно угол его раскрытия увеличивается.

Уран (+6m) перемещается прямым движением по созвездию Рыб. Он может быть найден невооруженным глазом в отсутствие Луны и с наступлением темноты в начале месяца, когда обладает видимостью более трех часов.

Нептун (+8m) наблюдается непродолжительное время по вечерам (в начале месяца) в созвездии Козерога. К 5 февраля вечерняя видимость планеты заканчивается, а 15 февраля Нептун вступает в соединение с Солнцем. Самые далекие планеты можно отыскать среди звезд с помощью звездных карт в КН_01_2010 или АК_2010.

Из комет можно отметить P/Wild (81P) в созвездии Девы и Siding Spring (C/2007 Q3) в созвездии Волопаса.

Из астероидов ярче других будет Веста. Она видна в созвездии Льва и достигнет максимума блеска 6m в период противостояния 17 февраля, когда будет находиться всего в четверти градуса от звезды гамма Leo. Весь месяц ее можно будет отыскать невооруженным глазом при ясном небе и в отсутствии Луны.

Среди относительно ярких долгопериодических переменных звезд (до 8m) максимума блеска достигнут: R Cae (7,9m) и R Uma (7,5m) 1 февраля, R Peg (7,8m) 2 февраля, T Hya (7,8m) 3 февраля, RS Sco (7,0m) 7 февраля, RS Lib (7,5m) 8 февраля, X Mon (7,4m) 9 февраля, R Cyg (7,5m) 11 февраля, S Vir (7,0m) 14 февраля, S Uma (7,8m) 15 февраля, W And (7,4m) 19 февраля, U Ori (6,3m) 23 февраля, R Oph (7,6 m) 23 февраля. Данные о других переменных имеются в таблице КН.

Оперативные сведения о явлениях и новых объектах имеются на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/), а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11 Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на февраль 2010 года в формате Word