Календарь наблюдателя на апрель 2010 года Календарь наблюдателя на апрель 2010 года
28.03.2010 18:01 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на апрель 2010 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

4 апреля - Меркурий севернее Венеры
9 апреля - вечерняя элонгация Меркурия
22 апреля - максимум действия метеорного потока Лириды
28 апреля - нижнее соединение Меркурия
30 апреля - покрытие звезды сигма Скорпиона Луной (видимость - Приморье)
30 апреля - астероид Паллада в противостоянии с Солнцем

Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 13 часов 07 минут в начале месяца до 15 часов 17 минут 30 апреля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц возрастет с 38 до 48 градусов. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее (выше 70 параллели к концу месяца наступят белые ночи). Для наблюдений Солнца апрель - благоприятный период, но они должны проходить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра.

Луна в апреле совершит очередное путешествие по небесной сфере, а лучшие условия для ее наблюдений будут в вечернее время второй половины месяца. Растущая Луна в этот период находится высоко над горизонтом, с каждым днем открывая для обозрения все больше лунных гор и кратеров. Свой путь по апрельскому небу ночное светило начнет при фазе 0,95 в созвездии Девы, близ границы с созвездием Весов, в которое перейдет через несколько часов. Первую неделю апреля Луна находится ниже эклиптики с большим отрицательным склонением, что ухудшает условия ее видимости в средних широтах. В северных широтах лунный диск не восходит вообще.

2 апреля Луна перейдет в созвездие Скорпиона, а на следующий день при фазе 0,76 сблизится до полградуса с Антаресом (севернее звезды). Через полусток после этого соединения пересечет границу с созвездием Змееносца, где пробудет около суток. Вечером 4 апреля, ко времени перехода в созвездие Стрельца ночное светило уменьшит фазу до 0,65. На пересечение этого созвездия лунному полудиску понадобится трое суток, в течение которых наступит последняя четверть (после полудня 6 апреля). 7 апреля Луна (Ф= 0,4) перейдет в созвездие Козерога, где 9 апреля пройдет между астероидами Геба (6) и Флора (8) при фазе 0,23. К концу этого дня фаза лунного серпа уменьшится до 0,19 и убывающий месяц перейдет в созвездие Водолея, начав сближение с планетами.

Первым на пути Луны будет Нептун (около полуночи 10 апреля), Следующим станет Юпитер, севернее которого тонкий серп (Ф= 0,07) пройдет к концу дня 11 апреля. К этому времени Луна будет находиться уже в созвездии Рыб, где пробудет около 4 суток. Через полсуток (12 апреля - в День Космонавтики) южнее лунного серпа (Ф= 0,04) будет находиться Уран, но наблюдать его ввиду светлого неба и низкого положения над горизонтом не представится возможным. 14 апреля наступит новолуние, а к полуночи 15 апреля Луна перейдет в созвездие Овна и уже вечером будет наблюдаться на западе в виде тонкого растущего серпа с фазой 0,02, находясь близ Меркурия и Венеры. Следует отметить, что максимальное сближение с Меркурием будет составлять около полградуса. При ясном небе и чистом горизонте это сближение будет представлять замечательное небесное зрелище.

После полночи 17 апреля Луна будет находиться уже в созвездии Тельца и пойдет на сближение с Плеядами, южнее которых пройдет в утренние часы этого дня при фазе 0,08. 18 апреля растущий серп сблизится с кометой Catalina (C/2009 O2), но наблюдения ее затруднены из-за слабого блеска (10m). В созвездие Близнецов Луна (Ф= 0,26) перейдет 19 апреля и пробудет в нем до полудня 21 апреля, вступив затем во владения созвездия Рака в виде полудиска. Это означает, что в этом созвездии наступит первая четверть Луны.

22 апреля ночное светило (Ф= 0,57) пройдет в нескольких градусах южнее Марса, а к полуночи 23 апреля выйдет на просторы созвездия Льва. Здесь лунный овал пробудет до полудня 25 апреля, проведя часть суток 24 апреля в созвездии Секстанта. В созвездие Девы вступит уже яркий диск с фазой 0,9, который пройдет в нескольких градусах южнее Сатурна. Задев около полуночи 27 апреля границу созвездия Ворона, Луна устремится к созвездию Весов, в которое вступит 28 апреля приняв фазу полнолуния. В созвездии Весов ночное светило останется до утренних часов 30 апреля, а затем перейдет в созвездие Скоприона, где и закончит свой путь по апрельскому неба при фазе 0,92 около звезды Антарес.

Из больших планет Солнечной системы в наилучшие условия наблюдений имеют Марс и Сатурн. Хорошими условиями вечерней видимости обладают также Меркурий и Венера. Меркурий начнет прямое движение по созвездию Рыб, но уже 2 апреля перейдет в созвездие Овна, оставаясь в нем до конца месяца. 9 апреля планета достигнет вечерней (восточной) элонгации (20 градусов), а 18 апреля пройдет точку стояния и сменит движение на попятное. 4 апреля Меркурий сблизится с Венерой до трех градусов, обладая при этом видимостью более часа. В это время он наблюдается над западным горизонтом в виде звезды с блеском около -0,5m. В телескоп виден полудиск с видимым диаметром около 7 секунд дуги. В последующие дни блеск и фаза уменьшаются, а угловой диаметр увеличивается. В начале третьей декады месяца Меркурий скрывается в лучах заходящего Солнца.

Венера до 20 апреля перемещается прямым движением по созвездию Овна, а затем переходи в созвездие Тельца, и остается в нем до конца месяца. Первую декаду планета соседствует с Меркурием, а после оставляет его западнее, увеличивая к концу месяца угловое удаление от Солнца до 26 градусов. Продолжительность видимости Венеры за месяц увеличивается с одного часа до двух, и она сияет на вечернем сумеречном небе в виде самой яркой звезды (-3,7m). В бинокль или даже невооруженным глазом планету можно найти и на дневном небе (после полудня). В телескоп виден небольшой диск с угловым диаметром 10 секунд дуги, и фазой около 1,0.

Марс весь месяц перемещается прямым движением по созвездию Рака, 18 апреля вплотную сближаясь со скоплением Ясли М44. В начале месяца Марс виден около 9 часов, а к концу апреля его видимость снижается до 6 часов на вечернем и ночном небе (в южной и западной его части). Блеск планеты за месяц уменьшается с +0,2 до +0,8m, а видимый диаметр с 9 до 7 угловых секунд. В любительский телескоп можно разглядеть крупные детали поверхности планеты.

Юпитер не виден, поскольку восходит незадолго до восхода Солнца. Весь месяц он перемещается по созвездию Водолея прямым движением, начиная путь от звезды фи Aqr. Блеск гиганта составляет -2m, а видимый диаметр 34 угловые секунды.

Сатурн весь месяц движется попятно по созвездию Девы (близ бета Vir). Планета видна всю ночь при блеске +0,7m и видимом диаметре 18 угловых секунд. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан.

Уран (+6m) весь месяц не виден, а Нептун (+8m) начинает утреннюю видимость. Уран находится в созвездии Рыб (в 4 градусах южнее звезды лямбда Psc), а Нептун - в созвездии Водолея (в 2 градусах западнее звезды йота Aqr). Карты их движения - в КН_01_2010 и АК_2010.

Из комет можно отметить P/Wild (81P) в созвездии Девы, Siding Spring (C/2007 Q3) в Драконе и McNaught (C/2009 K5) в Лисичке, Лебеде и Цефее.

Из астероидов ярче других будет Веста. Она видна в созвездии Льва (южнее эпсилон Leo), имея блеск около 7m. Другие сведения по небесным телам и явлениям - на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/), а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11 Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на апрель 2010 года в формате Word