Календарь наблюдателя на май 2010 года Календарь наблюдателя на май 2010 года
23.04.2010 21:05 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на май 2010 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

6 мая - максимум действия метеорного потока эта_Аквариды
16 мая - покрытие Венеры Луной
26 мая - утренняя элонгация Меркурия

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут - в конце. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Наблюдения Солнца проводятся обязательно (!!) с применением солнечного фильтра.

Луна в мае совершит очередное путешествие по небесной сфере, а лучшие условия для ее наблюдений будут в вечернее время второй половины месяца. Растущий полумесяц в этот период находится высоко над горизонтом, с каждым днем открывая для обозрения все больше лунных гор и кратеров. Свой путь по майскому небу ночное светило начнет при фазе 0,92 около звезды Антарес в созвездии Скорпиона, и через несколько часов перейдет в созвездие Змееносца. В первые дни месяца яркий лунный диск виден почти всю ночь, но из-за малого склонения недолго задерживается на небе, а севернее 65 широты не восходит вообще.

Со 2 по 4 мая Луна будет находиться в созвездии Стрельца, уменьшая фазу с 0,85 до 0,62, после чего перейдет в созвездие Козерога и задержится в нем на два дня, вступив 6 мая в фазу последней четверти. В созвездие Водолея стареющий серп войдет 7 мая при фазе 0,4 и сразу же вступит в соединение с Нептуном, пройдя в трех градусах севернее планеты. В этот же день южнее Луны окажутся астероиды Геба и Флора с блеском слабее10m. 8 лунный серп (Ф= 0,28) вступит в созвездие Рыб, где 9 мая пройдет севернее Юпитера при фазе 0,19, а около полуночи 10 мая - севернее Урана, уменьшив фазу до 0,16. В созвездии Рыб Луна задержится до 12 мая, перейдя затем в созвездие Овна при фазе 0,04 (близ Меркурия и астероида Iris).

Перед вступлением созвездие Тельца 14 мая тонкий серп уменьшит фазу до 0 и наступит новолуние. Через несколько часов после этого Луна пройдет южнее Плеяд, а на следующий день ее можно будет наблюдать на фоне вечерней зари. 16 мая растущий серп достигнет планеты Венера и покроет ее при фазе 0,07. В этот же день Луна (Ф= 0,1) перейдет в созвездие Близнецов и пробудет в нем до вечера 18 мая, украшая сумеречный сегмент.

Следующим созвездием на пути молодого месяца будет Рак, в котором фаза Луны увеличится до 0,4. Перед тем как выйти на просторы созвездия Льва ночное светило сблизится с астероидом Гигея. 20 мая в 5 градусах севернее лунного серпа с большой фазой 0,44 окажется Марс. К полуночи 21 мая Луна будет находиться в 5 градусах южнее Регула, а затем перейдет в созвездие Секстанта, где примет фазу первой четверти и пробудет до полуночи 22 мая. В этот же день, вновь оказавшись во Льве, лунный овал достигнет границы с созвездием Девы при фазе более 0,7. Опускаясь все ниже вдоль эклиптики (постепенно ухудшая видимость), яркий диск 24 мая ненадолго посетит созвездие Ворона, а затем пройдет в 4 градусах южнее Спики при фазе почти 0,9.

Около полуночи 26 мая Луна перейдет в созвездие Весов и устремится к созвездию Скорпиона, которого достигнет 27 мая. В этом созвездии наступит полнолуние (близ звезды Антарес), а затем лунный диск перейдет в созвездие Змееносца, в котором задержится до 28 мая. При фазе 0,97 Луна перейдет в созвездие Стрельца, где и закончит путь по майскому небу, уменьшив фазу до 0,85 и приблизившись к границе с созвездием Козерога.

Из больших планет Солнечной системы в наилучшие условия наблюдений имеют Марс (продолжительная вечерняя видимость) и Сатурн (виден всю ночь). Меркурий весь месяц имеет склонение меньше солнечного, поэтому наблюдать его можно только в южных районах страны на фоне утренней зари. Быстрая планета начнет свой путь по майскому небу в созвездии Овна в 4 градусах правее Солнца, находясь при этом на минимальном расстоянии от Земли. Перемещаясь попятно, Меркурий будет постепенно удаляться от центрального светила, и 26 мая достигнет утренней (западной) элонгации в 25 градусов. Но попятное движение на прямое Меркурий сменит гораздо раньше, а именно 12 мая, и сохранит его до конца месяца. В созвездии Овна планета будет находиться до 9 мая, перейдя затем в созвездие Рыб. 16 мая на пути Меркурия окажется созвездие Кита, а 22 мая планета вновь вернется в созвездие Овна. В телескоп можно будет наблюдать серп, постепенно превращающийся в полудиск с видимым диаметром от 12 секунд дуги в начале месяца и до 7 - в конце. Блеск, наоборот, увеличивается за месяц от +6 до 0m.

Венера в начале месяца яркая планета находится между Гиадами и Плеядвами и до 20 мая перемещается прямым движением по созвездию Тельца, переходя затем в созвездие Близнецов и оставаясь в нем до конца месяца. Яркая планета наблюдается на вечернем небе около двух часов (над западным горизонтом). Элонгация Венеры к концу месяца достигает 34 градусов, а блеск придерживается значения -3,8m, поэтому наблюдать ее можно даже невооруженным глазом в послеполуденное время. В телескоп белый диск с угловым диаметром 12 - 13 секунд дуги.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака (до 12 мая) и Льва, к концу месяца сближаясь со звездой Регул до трех градусов. Блеск планеты придерживается значения +1m, а видимый диаметр составляет около 7 секунд дуги. Это в два раза меньше, чем при противостоянии, но, тем не менее, в телескопы средней силы на поверхности планеты можно разглядеть крупные образования. Вечерняя видимость Марса снижается за месяц с 6 до 3 часов, поэтому для наблюдений наиболее благоприятна первая половина месяца.

Юпитер обладает утренней видимостью и виден на фоне зари над восточным горизонтом от нескольких минут в начале мая и почти до часа - в конце. Газовый гигант до 3 мая находится в созвездии Водолея, а затем переходит в созвездие Рыб и перемещается по нему вслед за Солнцем до конца мая, сближаясь с Ураном до градуса. Блеск гиганта составляет -2m, а видимый диаметр 35 - 38 угловых секунд. В телескоп видны полосы на диске планеты и 4 ярких спутника.

Сатурн весь месяц движется попятно по созвездию Девы (близ бета Vir). Планета видна всю ночь при блеске +0,7m и видимом диаметре 18 угловых секунд. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан.

Уран (+6m) виден по утрам во второй половине месяца, а утренняя видимость Нептуна (+8m) достигает полутора часов. Уран находится в созвездии Рыб (восточнее Юпитера), а Нептун движется по созвездию Водолея (в полутора градусах севернее звезды йота Aqr). Карты их движения - в КН_01_2010 и АК_2010.

Из комет можно отметить P/Wild (81P) в созвездии Девы, Siding Spring (C/2007 Q3) в Драконе и McNaught (C/2009 K5) в Цефее и Жирафе.

Из астероидов ярче других будут Веста и Церера (обе - около 7,5m). Веста находится в созвездии Льва (близ гамма Leo), а Церера - в Стрельце (севернее лямбда Sgr).

Среди долгопериодических переменных звезд (до 8m фот.) максимума блеска достигнут: TT Mon (7,3m) 7 мая, V CVn (6,8m) 7 мая, R Vir (6,9m) 15 мая, T Her (8,0m) 16, мая, R Aql (6,1m) 19 мая, W Lyr (7,9m) 21 мая, V Cas (7,9m) 24 мая, T Col (7,5m) 28 мая, RS Cyg (7,2m) 30 мая. Другие сведения по небесным телам и явлениям - на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/), а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11 Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на май 2010 года в формате Word