АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 22.10.2010 Следующая >>

Галактика в сумеречной зоне

(из статьи Ленерт и др. [Lehnert et al.] arXiv:1010.4312).
Один из главных результатов работы Космического телескопа имени Хаббла изучение далеких галактик. Нашей вселенной сейчас примерно 13.6 миллиарда лет. Т.е., все, что мы видим, когда-то возникло. В том числе и галактики. Данные Космического телескопа позволили узнать много нового, но удалось, скажем так, увидеть юность галактик, а не их раннее детство, и уж тем более не галактики в утробе. Самые далекие из изученных до недавнего времени галактик находятся на красном смещении около 6. Вселенной тогда было уже около миллиарда лет. Но дело не в возрасте. Важно, что уже закончилась важная эпоха реионизации.

В совсем молодой вселенной вещество было горячее и ионизованное. Потом в ходе расширения все остыло, и произошла рекомбинация вещество в основном стало нейтральным. Образовались первые звезды, начали складываться галактики, засветили первые квазары И вещество опять ионизовалось. Это называют эпохой реионизации. Это очень важный момент в истории вселенной, а знаем мы о нем очень мало, даже не понимаем точно, что же ионизовало своим ультрафиолетовым излучением межгалактический газ. Планировалось, что будущие инструменты (такие как космический телескоп Джеймса Вебба, или EELT-European Extremely Large Telescope) смогут прояснить ситуацию. Но теперь не исключено, что важные результаты будут получены раньше.

Глубокий инфракрасный снимок Космического телескопа, полученный в 2009 году. Выделена галактика UDFy-38135539, красное смещение которой оказалось равным z=8.6.

В 2009 году на Космическом телескопе был получен в инфракрасном диапазоне очень глубокий снимок. На нем можно было начать искать далекие галактики. Не просто еще чуть дальше, а галактики, видимые в эпоху реионизации. Но Хаббла тут мало. Нужно с помощью больших наземных инструментов (у Космического телескопа диаметр зеркала лишь примерно два с половиной метра, а у наземных гигантов - 8-10 метров, т.е. они собирают в 10-15 раз больше света) построить спектр, чтобы по нему определить красное смещение галактики. До настоящего времени не удавалось доказать, что какая-нибудь странная слабая галактика на хаббловском снимке действительно очень далека. И вот . . .

С помощью телескопов Европейской Южной Обсерватории и спектрографа SINFONI (здесь уместно напомнить, что важен не только размер телескопа, но и его начинка - приборы. Используемые на телескопах детекторы по суммарной стоимости часто сопоставимы с самим инструментом-гигантом) команде Матта Ленера (Matt Lehnert) из Парижской обсерватории удалось показать, что галактика UDFy-38135539 (название объясняется тем, что ее обнаружили в Ultra Deep Field Космического телескопа) находится на z=8.6. Некоторые детали этого открытия можно найти в пресс-релизе ESO и оригинальной статье.

Галактика UDFy-38135539 в линии лайман-альфа (из статьи Lehnert et al. 2010)

В спектре была отождествлена линия лайман-альфа (см. основной рисунок), что и позволило точно определить красное смещение. Для получения хорошего спектра понадобилось накапливать сигнал в течение 16 часов! Как далеко находится эта галактика? В космологии ответ нетривиален. Лучше воспользоваться космологическим калькулятором. В стандартной модели мы получаем, что свет шел к нам более 13 миллиардов лет. Но это не значит, что сейчас расстояние от нас до галактики 13 миллиардов световых лет. Пока свет шел, вселенная расширялась. Сейчас т.н. сопутствующее расстояние составляет уже более 30 миллиардов лет. Но не это важно. Существенно, насколько молодой была вселенная в тот момент, когда был испущен приходящий к нам сейчас свет. Так вот, вселенной было менее 600 миллионов лет от начала расширения.

Т.о., впервые обнаружен стационарный (не гамма-всплеск, до этого державший рекорд самого большого красного смещения) объект, который заведомо виден еще в эпоху реионизации (она началась где-то на z=20 и полностью закончилась к z около 6). Это очень важно и для изучения эволюции галактик, и для всей космологии вцелом.

Статья опубликована в газете "Троицкий вариант-Наука"