Календарь наблюдателя на февраль 2011 года Календарь наблюдателя на февраль 2011 года
20.01.2011 9:32 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на февраль 2011 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

4 февраля - Марс в соединении с Солнцем
9 февраля - Венера южнее Весты
14 февраля - покрытие мю Близнецов Луной
17 февраля - Нептун в соединении с Солнцем
21 февраля - Меркурий южнее Марса и Нептуна
25 февраля - Меркурий в соединении с Солнцем

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но не забывайте применять солнечный фильтр, надетый на объектив Вашего инструмента!

Луна начнет свой путь по февральскому небу в созвездии Стрельца при фазе 0,05. К началу суток 2 февраля она пройдет севернее Меркурия, а затем перейдет в созвездие Козерога, уменьшив фазу до 0,01. Это будет самый тонкий серп который можно наблюдать на утреннем небе, но лишь в южных районах. 3 февраля наступит новолуние, примечательное тем, что в это время близ соединения с Солнцем будет находиться и Марс. Загадочная планета останется к югу от Солнца, а Луна пройдет севернее дневного светила. Перейдя на вечернее небо, Луна покинет созвездие Козерога и вступит в созвездие Водолея, где появится на вечернем небе 4 февраля в виде растущего серпа с фазой 0,02. На этот раз тончайший серп смогут наблюдать жители не только южных, но и средних и северных широт России. К полуночи 6 февраля фаза Луны достигнет 0,6 и она перейдет в созвездие Рыб, где наследующий день пройдет севернее Урана и Нептуна. Путешествие по Рыбам продлится до 9 февраля, а затем при фазе 0,34 ночное светило вступит во владения Овна, где примет фазу первой четверти 11 февраля. Под утро 12 февраля лунный полудиск (Ф= 0,55) пройдет южнее звездного скопления Плеяды в созвездии Тельца. 14 февраля лунный овал заденет северную часть созвездия Ориона и перейдет в созвездие Близнецов, где задержится до полудня 16 февраля.

В созвездии Рака почти полная Луна пробудет до 17 февраля, а перейдя в созвездие Льва примет фазу полнолуния. 18 февраля ночное светил пройдет южнее Регула и традиционно зайдет на сутки в созвездие Секстанта, выйдя вновь на просторы Льва 19 февраля. Утром 20 февраля Луна перейдет в созвездие Девы и пробудет в нем до полуночи 23 февраля, уменьшив фазу до 0,7 (пройдя перед этим южнее Сатурна). Потратив менее двух дней на пересечение созвездия Весов лунный овал уменьшится до полудиска, 23 февраля перейдя в созвездие Скорпиона. Здесь ночное светило примет фазу последней четверти (близ Антареса), а затем совершить путешествие по созвездию Змееносца, 26 февраля выйдя на просторы созвездия Стрельца при фазе 0,35. В этом созвездии тающий серп пройдет близ астероида Веста (27 февраля), а к концу дня 28 февраля сблизится с Венерой, которая к этому времени будет находиться у границы с созвездием Козерога. Закончит Луна свой путь по февральскому небу при фазе 0,14.

Из больших планет Солнечной системы будут наблюдаться все, кроме Марса, который находится близ соединения с Солнцем, которое произойдет 5 февраля. Меркурий начнет свой путь по февральскому небу в созвездии Стрельца в 10 градусах восточнее тонкого серпа Луны и в 16 градусах к западу от Солнца. В этом созвездии быстрая планета пробудет до 3 февраля, а затем перейдет во владения Козерога (14 февраля пройдя в 4 градусах севернее Цереры, 9m). 20 февраля Меркурий перейдет в созвездие Водолея (вступив в соединение с Марсом) и останется в нем до конца месяца, перемещаясь весь описываемый период я в одном направлении с Солнцем, а 25 февраля пройдя в 2 градусах южнее дневного светила (верхнее соединение). Почти весь месяц Меркурий имеет утреннюю видимость (малоблагоприятную для средних и неблагоприятную для северных широт страны). Наблюдать его можно первую декаду месяца в лучах восходящего Солнца (у юго-восточного горизонта) в виде звезды с блеском около -1m. В телескоп виден крохотный диск с угловым диаметром около 5 секунд дуги.

Венера в первый день месяца перейдет из созвездия Змееносца в созвездие Стрельца и будет перемещаться по нему прямым движением до конца описываемого периода (приблизившись к границе с созвездием Козерога). 20 февраля Венера пройдет в 20 угловых минутах южнее Весты (около 8m). Наблюдать Утреннюю Звезду можно около трех часов в юго-восточной части неба на фоне сумерек и зари Блеск планеты самый высокий (-4,5m), поэтому наблюдать ее можно даже днем невооруженным глазом. Лучшее время для таких наблюдений - до полудня, когда планета находится близ верхней кульминации, т.е. на наибольшей высоте над южной точкой горизонта. В телескоп виден белый овал с угловым диаметром, уменьшающийся от 20 до 16 секунд дуги.

Марс не виден, т.к. весь месяц находится близ Солнца не далее 5,5 градусов, а во время соединения пройдет всего в градусе южнее Солнца.

Юпитер находится на вечернем небе и является своеобразной Вечерней Звездой, т.к. блеск его весьма высок и составляет около -2m, а угловое расстояние от Солнца уменьшается за месяц от 50 до 28 градусов. Весь месяц газовый гигант перемещается прямым движением по созвездию Рыб, 25 февраля пересекая границу с созвездием Кита. В небольшой телескоп наблюдается диск с видимым диаметром около 35 угловых секунд и четыре основных спутника.

Сатурн приближается к своему противостоянию, и весь месяц перемещается попятно по созвездию Девы (несколько западнее звезды тета Vir). Планета видна большую часть ночи при блеске +0,8m и видимом диаметре 18 секунд дуги. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан (8m). Несколько других спутников имеют блеск 10-12m и могут быть уверено найдены в телескопы с апертурой 100мм и выше.

Уран обладает прямым движением, имеет блеск около 6m, и наблюдается по вечерам в созвездии Рыб. Седьмую планету легко можно найти в поле зрения бинокля рядом с Юпитером, который в начале месяца он находится всего в 3,5 градусах левее Урана.

Нептун также обладает прямым движением, перемещаясь по созвездию Водолея близ границы с созвездием Козерога. Наблюдать его можно в бинокль на фоне вечерних сумерек в юго-западной части неба невысоко над горизонтом. Во второй половине месяца видимость Нептуна заканчивается. Поисковые карты далеких планет имеются в КН на январь 2011 года.

Из комет самой яркой (около 11m) будет P/Hartley (103P), перемещающаяся по созвездию Единорога.

Из астероидов ярче других будет Веста (7,8m), которая движется по созвездию Стрельца.

Среди долгопериодических переменных звезд (до 8m фот.) максимума блеска достигнут: S Car (5,7m) 4 февраля, R LMi (7,1m) 6 февраля, R Peg (7,8m) 7 февраля, R Cam (8,3m) 9 февраля, RT Cyg (7,3m) 10 февраля, Chi Cyg (5,2m) 10 февраля, RU Sgr (7,2m) 11 февраля, VX And (7,9m) 13 февраля, R Aql (6,1m) 16 R Tri (6,2m) 17 февраля, T UMa (7,7m) 19 февраля, R Nor (7,2m) 19 февраля, S Pic (8,1m) 21 февраля, R Dra (7,6m) 22 февраля, S Lac (8,2m) 23 февраля, R Cae (7,9m) 24 февраля, S Vir (7,0m) 24 февраля и SY Her (7,8m) 27 февраля.

Другие сведения - на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11 Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на февраль 2011 года в формате Word