Календарь наблюдателя на март 2011 года Календарь наблюдателя на март 2011 года
20.02.2011 9:16 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на март 2011 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

9 марта Меркурий в соединении с Ураном
14 марта  покрытие Луной звезды дзета Близнецов
15 марта  Меркурий в соединении с Юпитером
21 марта  весеннее равноденствие
23 марта  вечерняя элонгация Меркурия

Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб (27 марта - в Ките). Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается (на 2 часа 20 минут за месяц), достигая к концу марта 13 часов 03 минут на широте Москвы. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но не забывайте применять солнечный фильтр, надетый на объектив Вашего инструмента!

Луна начнет свой путь по мартовскому небу в созвездии Стрельца при фазе 0,14. В первый день весны убывающий серп сблизится с Венерой, и это будет самое красочное утро марта. В этот же день Луна перейдет в созвездие Козерога и пробудет в нем до 3 марта. Перейдя в созвездие Водолея тонкий серп сблизится с Нептуном и Марсом. Около полуночи 5 марта наступит новолуние, и молодой месяц вступит во владения созвездия Рыб, где проведет четыре дня (с 5 по 9 марта).

За это время растущий серп сблизится с Меркурием, Ураном и Юпитером. Перейдя при фазе 0,13 в созвездие Овна около полуночи 9 марта, Луна проведет в нем два дня, а затем перейдет в созвездие Тельца и под утро 11 марта сблизится с Плеядами, пройдя южнее этого знаменитого рассеянного звездного скопления. 13 марта наступит первая четверть Луны, и в этот же день лунный полудиск вступит в созвездие Ориона, а затем Близнецов (при фазе 0,55).

Около полуночи 16 марта лунный овал при фазе около 0,8 перейдет в созвездие Рака, где задержится до 17 марта. В этот же день Луна перейдет в созвездие Льва, где около полуночи 18 марта сблизится с Регулом и одновременно перейдет в созвездие Секстанта.

К полуночи следующего дня полная Луна вновь войдет во владения созвездия Льва, а к вечеру будет перемещаться уже по созвездию Девы. 21 марта (в день весеннего равноденствия) яркий лунный диск достигнет границы созвездия Ворона, пройдя при этом южнее Сатурна. Около полудня 22 марта лунный овал пересечет границу созвездия Весов при фазе 0,9, и будет находиться в нем почти до полуночи 24 марта, когда перейдет в созвездие Скорпиона. Половину этого дня Луна будет находиться непосредственно в созвездии, а во второй половине дня будет скользить вдоль границы с созвездием Змееносца, в которое окончательно перейдет около полуночи 25 марта. Через день фаза Луны уменьшится до 0,6 и она перейдет в созвездие Стрельца.

Здесь 26 марта ночное светило вступит в фазу последней четверти и продолжит путь по Стрельцу до 28 марта. Границу с созвездием Козерога лунный серп пересечет при фазе 0,3. Около полуночи 31 марта убывающий месяц достигнет созвездия Водолея, где сблизится с Нептуном и Венерой, а к концу месяца приблизится к границе с созвездием Рыб, где и закончит свой путь по мартовскому небу при фазе 0,07.

Из больших планет Солнечной системы будут наблюдаться все в зависимости от пункта наблюдения.

Меркурий начнет свой путь по мартовскому небу в созвездии Водолея в 3,5 градусах восточнее Солнца. Быстро увеличивая элонгацию, планета пересечет границу созвездия Рыб 6 марта, и начнется ее вечерняя видимость, самая благоприятная в 2011 году. 10 марта Меркурий пройдет близ Нептуна, а 16 марта близ Юпитера. Почти до конца месяца планета будет перемещаться прямым движением, и лишь 30 марта сменит его на попятное. Наибольшая продолжительность видимости придется на дни близ весеннего равноденствия, когда Меркурий будет сиять на вечернем небе более часа. В начале месяца блеск планеты составит -1,5m при фазе около 1 и видимом диаметре 5 секунд дуги., а в конце марта снизится до +1,8 при фазе 0,15 и видимом диаметре 9 угловых секунд. Вечерняя элонгация наступит 23 марта, а удаление от Солнца составит 19 градусов.

Венера начнет свой путь по мартовскому небу в созвездии Стрельца, но уже 2 марта перейдет в созвездие Козерога при блеске -4m фазе 0,7 и видимом диаметре 16 угловых секунд. Дальнейший путь планеты будет пролегать по Козерогу до 25 марта, а затем до конца месяца по созвездию Водолея. Угловое расстояние от Солнца за месяц уменьшится от 42,5 до 35,5 градусов к западу. Утренняя видимость в течение месяца уменьшается до нескольких минут, не смотря на большую элонгацию. Это связано с меньшим, чем у Солнца склонением. Тем не менее, дневная видимость планеты имеет хорошие условия, и лучшее время для этого - в первую половину дня. В конце месяца планета пройдет в 7 градусах севернее Цереры. В телескоп наблюдается белый овал, уменьшающийся к концу месяца до 13 секунд дуги.

Марс не виден в средних и северных широтах. Лишь в южных районах загадочную планету можно найти в бинокль в лучах утренней зари в самом конце месяца, когда элонгация превысит 11 градусов. Блеск Марса придерживается значения +1,1m при видимом диаметре 4 угловых секунды. Планета перемещается прямым движением по созвездию Водолея, 25 марта переходя в созвездие Рыб, а в самом конце месяца сближаясь с Ураном до 3 градусов.

Юпитер имеет вечернюю видимость, которая уменьшается за месяц с двух часов до нескольких минут. Самая большая планета перемещается прямым движением по созвездию Кита до 8 марта, переходя затем в созвездие Рыб, где останется до конца месяца. Блеск планеты придерживается значения -2m при видимом диаметре 34 угловых секунды. В телескоп виден диск с темными полосами вдоль экватора и четыре галилеевых спутника.

Сатурн приближается к своему противостоянию, которое наступит уже в апреле, и весь месяц перемещается попятно по созвездию Девы (между звездами гамма и тета Vir). Планета видна практически всю ночь при блеске +0,5m и видимом диаметре 18 секунд дуги. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан (8m). Несколько других спутников имеют блеск 10-12m и могут быть уверено найдены в телескопы с апертурой 100мм и выше.

Уран обладает прямым движением, имеет блеск около 6m, и наблюдается по вечерам в начале месяца в созвездии Рыб.

Нептун также обладает прямым движением, перемещаясь по созвездию Водолея близ границы с созвездием Козерога. Наблюдать его можно в бинокль на фоне утренних сумерек в юго-восточной части неба невысоко над горизонтом ( в самом конце месяца). Поисковые карты далеких планет имеются в КН на январь 2011 года.

Из комет самой яркой (около 12m) будет Комета P/Tempel (9P), перемещающаяся по созвездию Козерога. Наиболее доступными для визуальных наблюдений в сильные любительские телескопы будут также Garradd (C/2009 P1) (в созвездии Водолея), P/Harrington-Wilson (в созвездии Кита) и P/Ikeya-Murakami (P/2010 V1), перемещающаяся по созвездиям Змееносца и Скорпиона.

Из астероидов ярче других будет Веста (7,8m), которая движется по созвездию Стрельца. Блеск 9m превысит также астероид Юнона, перемещающийся в период противостояния по созвездию Льва.

Сведения по долгопериодическим переменным звездам содержатся на ресурсе http://aavso.org/aavso-bulletin Другие сведения - на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11