Календарь наблюдателя на август 2012 года Календарь наблюдателя на август 2012 года
22.07.2012 0:50 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на август 2012 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

2 августа - астероид Церера сближается с астероидом  Веста до 6 градусов
5 августа - астроид Веста проходит в 0,2 гр. севернее Альдебарана
7 августа - начало лучшей в 2012 году утренней видимости Меркурия
10 августа - Юпитер проходит в 4,5 градусах севернее астероида Веста
11 августа - покрытие Луной (Ф= 0,31) Юпитера (в России не видно)
12 августа - максимум действия метеорного потока Персеиды
13 августа - покрытие Луной (Ф= 0,15) Венеры (видимость в восточной части страны)
13 августа - максимум долгопериодической переменной звезды омикрон Кита (Мира)
15 августа - Марс проходит в 2,7 гр. южнее Сатурна
15 августа - Венера в утренней элонгации (46 гр.)
16 августа - Меркурий в утренней элонгации (19 гр.),
18 августа - Меркурий близ звездного скопления Ясли (М44)
24 августа - Нептун в противостоянии с Солнцем
Весь месяц возможно появление серебристых облаков на сумеречном сегменте

Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов 59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более двух часов). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август - один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. При наблюдениях Солнца обязательно (!!) применяйте солнечный фильтр (подробнее на http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет свой путь по августовскому небу в созвездии Стрельца при фазе 0,98, засвечивая слабые звезды и без того светлого неба (в средних и северных широтах). После полудня 1 августа яркий лунный диск перейдет в созвездие Козерога, а на следующий день примет фазу полнолуния у южной границы созвездия Водолея. К вечеру 3 августа Луна окончательно покинет пределы созвездия Козерога и сблизится с Нептуном, пройдя севернее его при уменьшающейся фазе 0,96. Вечером 4 августа ночное светило вступит в созвездие Рыб при фазе немногим более 0,9. Здесь Луна пробудет около четырех дней, 6 августа пройдя севернее Урана при фазе 0,78. К полудню 8 августа лунный овал перейдет в созвездие Овна, где поздно вечером 9 августа примет фазу последней четверти. 10 августа Луна вступит в созвездие Тельца при фазе 0,45, к вечеру этого дня пройдет южнее Плеяд, уменьшив фазу до 0,4. Под утро 12 августа тающий серп (Ф= 0,3) сблизится с Юпитером (покрытие планеты, видимое в юго-восточной Азии и Австралии), двумя самыми яркими астероидами (Церерой и Вестой), звездным скоплением Гиады и звездой Альдебаран. Левее (в созвездии Ориона) в это время будет находиться яркая Венера. После этого утреннего небесного шоу, стареющий месяц максимально сблизится с Венерой и покроет планету 13 августа (в восточной части России, на которую и распространяется видимость покрытия, будет уже утро 14 августа) у границы созвездий Ориона и Близнецов. Через два дня тонкий серп покинет созвездие Близнецов, перейдя в созвездие Рака и сблизится с Меркурием утром 16 августа при фазе 0,03. 17 августа Луна перейдет в созвездие Льва и примет здесь фазу новолуния близ границы созвездии Секстанта и Гидры. Пройдя южнее Регула в северной части созвездия Секстанта, молодой месяц пересечет его за один день, а 19 августа посетит южную часть созвездия Льва. Утром 20 августа фаза Луны увеличится до 0,07, и она выйдет на просторы созвездия Девы, наблюдаясь на фоне вечерней зари. 22 августа лунный серп достигнет трех ярких светил: Марса, Сатурна и Спики, увеличив фазу до 0,25. Лучшие условия этого соединения будут на юге страны. Утром 23 августа Луна (Ф =0,3) перейдет в созвездие Весов, а вечером 24 августа достигнет созвездия Скорпиона, приняв фазу первой четверти. 25 и 26 августа увеличивающийся овал будет находиться в созвездии Змееносца, переходя в созвездие Стрельца около полудня 26 августа. Продолжая увеличивать фазу и яркость, ночное светило устремится к границе созвездия Козерога, которой достигнет около полуночи 29 августа при фазе 0,9. На путешествие по этому созвездию у Луны уйдет два дня. К полуночи 31 августа она перейдет в созвездие Водолея, второй раз за месяц сблизившись с Нептуном, приняв фазу полнолуния и закончив свой путь по августовскому небу.

Из больших планет Солнечной системы в августе можно будет наблюдать все.

Меркурий наблюдается по утрам (со второй декады месяца) на фоне зари у восточного горизонта. Быстрая планета перемещается по созвездию Рака попятно до 8 августа, меняя затем движение на прямое, а 25 августа переходя в созвездие Льва. Блеск Меркурия увеличивается от +5m до -1,4m, а видимый диметр уменьшается с 11 до 5 угловых секунд (фаза увеличивается от 0 до 0,9). Максимальной элонгации планета достигнет 16 августа.

Венера весь месяц перемещается прямым движением: до 5 августа - по созвездию Тельца, до 13 августа - по созвездию Ориона, до конца месяца - по созвездию Близнецов. Видимый диаметр планеты уменьшается от 28 до 20 угловых секунд при увеличивающейся фазе от 0,42 до 0,58 и блеске от -4,6m до -4,2m. Высокий блеск позволяет наблюдать Венеру невооруженным глазом даже днем.

Марс доступен для наблюдений в созвездии Девы по вечерам около получаса. Блеск планеты придерживается значения +1,2 m, а видимый диаметр - 6 угловых секунд. Планета перемещается прямым движением весь месяц, 14 августа проходя между Сатурном и Спикой.

Юпитер находится на утреннем небе, перемещаясь прямым движением по созвездию Тельца (близ Гиад) весь месяц при видимости от 3,5 до 6,5 часов. Видимый диаметр Юпитера увеличивается от 36 до 39 угловых секунд, а блеск от -2,0m до -2,1m.

Сатурн весь месяц перемещается прямым движением по созвездию Девы (близ Спики). Планета наблюдается вечером от 1 часа до получаса. Блеск Сатурна составляет +0,8m при видимом диаметре около 16 секунд дуги. Уран перемещается попятно по созвездию Кита. Утренняя видимость планеты в средних широтах увеличивается от 5 до 9 часов.

Уран имеет блеск около 6m и видимый диаметр около 3,5 угловых секунд. Планету можно наблюдать и невооруженным глазом при прозрачном небе и отсутствии засветки.

Нептун перемещается попятным движением по созвездию Водолея, достигая противостояния 24 августа. Наблюдать его можно в бинокль всю ночь. Для того, чтобы рассмотреть диски Урана и Нептуна, понадобится телескоп с диаметром объектива от 80мм. Поисковые карты далеких планет имеются в КН на январь 2012 года и АК_2012.

Из комет самой яркой (около 10m в начале месяца) будет P/Machholz 1 (96P), которая в августе перемещается по созвездиям Льва, Волос Вероники, Девы, Волопаса и снова Девы.

Среди астероидов самыми яркими являются Церера (9m) и Веста (8m). Оба астероида весь месяц перемещаются по созвездию Тельца близ Гиад и Юпитера.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд максимума блеска в августе месяце достигнут: R Волопаса (7,2m) и R Рака (6,8m) 8 августа, RR Стрельца (6,8m) 9 августа, Мира - омикрон Кита (3,4m) 13 августа, U Лебедя (7,2m) 21 августа, X Единорога (7,4m) 26 августа, R Змееносца (7,6m) 30 августа.

Другие сведения о небесных телах и явлениях имеются на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58.

Календарь наблюдателя на август 2012 года в формате Word