Календарь наблюдателя на сентябрь 2012 года Календарь наблюдателя на сентябрь 2012 года
25.08.2012 18:29 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на сентябрь 2012 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

1 сентября - максимум блеска переменной звезды R Змеи
3 сентября - окончание утренней видимости Меркурия и астероид Партенопа в противостоянии с Солнцем
8 сентября - покрытие Луной Юпитера (в России не видно)
10 сентября - Меркурий в верхнем соединении с Солнцем
13 сентября - Венера проходит южнее звездного скопления Ясли (М44)
18 сентября - максимум блеска переменной звезды R Водолея
19 сентября - покрытие Луной Марса (в России не видно)
23 сентября - осеннее равноденствие
24 сентября - астероид Паллада в противостоянии с Солнцем
29 сентября - Уран в противостоянии с Солнцем и максимум блеска переменной звезды R Девы.

Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее. В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце - 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). При наблюдениях Солнца в оптические инструменты нужно обязательно (!!) использовать солнечный фильтр. О методике солнечных наблюдений при помощи телескопа можно прочитать в журнале Небосвод за июнь 2007 года (http://astronet.ru/db/msg/1222232). Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца.

Луна начнет свой путь по сентябрьскому небу в созвездии Водолея при фазе полнолуния. В первый день месяца яркий лунный диск пересечет границу с созвездием Рыб, и совершит четырехдневное путешествие по нему, пройдя при фазе 0,94 севернее Урана 2 сентября. С вечера 4 сентября по вечер 5 сентября лунный овал будет находиться в созвездии Овна, снизив фазу с 0,85 до 0,7. 6 сентября ночное светило пройдет южнее Плеяд, а 7 сентября - севернее Гиад, сблизившись с Юпитером 8 сентября при фазе 0,51. После этого соединения Луна примет фазу последней четверти, и устремится к созвездию Ориона, в котором побывает 9 сентября при фазе около 0,4. 10 и 11 сентября стареющий серп будет перемещаться по созвездию Близнецов (наблюдаясь в утренние часы), а после полуночи 12 сентября перейдет (Ф= 0,2) в созвездие Рака. В этот же день при фазе 0,13 Луна пройдет южнее Венеры, а вечером 13 сентября вступит в созвездие Льва, традиционно заходя в созвездие Секстанта и вновь - в созвездие Льва, имея фазу менее 0,1. Во время новолуния 16 сентября Луна перейдет в созвездие Девы, и выйдет на вечернее небо, сблизившись с Меркурием. 18 сентября при фазе около 0,1 молодой месяц сблизится с Сатурном и Спикой, а 19 сентября перейдет в созвездие Весов, где покроет Марс (в России не видно) при фазе 0,18. Созвездие Скорпиона Луна посетит 21 сентября при фазе около 0,3, а следующий день будет перемещаться по созвездию Змееносца. Вечером 22 сентября лунный полудиск перейдет в созвездие Стрельца, где примет фазу первой четверти около полуночи 23 сентября. 25 и 26 сентября увеличивающийся овал будет находиться в созвездии Козерога, а затем перейдет в созвездие Водолея и сблизится с Нептуном при фазе 0,92. Около полудня 28 сентября яркий лунный диск вступит в созвездие Рыб, где примет фазу полнолуния одновременно сблизившись с Ураном 30 сентября и закончит свой путь по сентябрьскому небу.

Из больших планет Солнечной системы в сентябре можно будет наблюдать все.

Меркурий наблюдается по утрам в самом начале месяца на фоне зари у восточного горизонта. Но уже 3 сентября видимость его в средних широтах заканчивается. Быстрая планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, начиная месячный путь от Регула. 13 сентября Меркурий переходит в созвездие Девы и заканчивает свой путь по сентябрьскому небу близ Спики. Блеск Меркурия увеличивается от -1,4m до -1,6m до верхнего соединения с Солнцем 10 сентября, а затем уменьшается до -0,4m. Видимый диметр придерживается значения 5 угловых секунд (фаза увеличивается от 0,9 до 1 к соединению, а затем вновь уменьшается до 0,9). В южных районах страны Меркурий может быть найден на фоне вечерней зари в конце месяца (близ Спики и Сатурна).

Венера весь месяц перемещается прямым движением: до 4 сентября - по созвездию Близнецов, до 23 сентября - по созвездию Рака, до конца месяца - по созвездию Льва. 13 сентября Утренняя Звезда пройдет южнее звездного скопления Ясли (М44), а в конце месяца сблизится с Регулом. Видимый диаметр планеты уменьшается от 20 до 16 угловых секунд при увеличивающейся фазе от 0,58 до 0,7 и снижающемся блеске от -4,2m до -4,0m. Высокий блеск позволяет наблюдать Венеру невооруженным глазом даже днем.

Марс перемещается прямым движением по созвездию Девы, 4 сентября переходя в созвездие Весов и оставаясь в нем до конца месяца. Планета видна по вечерам около получаса (на фоне зари), не представляя интереса для наблюдений в телескоп. Блеск Марса придерживается значения +1,3m, а видимый диаметр - 5 угловых секунд.

Юпитер наблюдается ночью и утром, перемещаясь прямым движением по созвездию Тельца (близ Гиад) весь месяц при видимости, достигающей 10 часов. Видимый диаметр Юпитера увеличивается от 39 до 43 угловых секунд, а блеск возрастает от -2,1m до -2,4m. Начинается самый благоприятный период для наблюдения самой большой планеты Солнечной системы.

Сатурн весь месяц перемещается прямым движением по созвездию Девы (близ Спики). Планета наблюдается вечером около получаса в начале месяца, а в начале третьей декады сентября видимость ее заканчивается. Блеск Сатурна составляет +0,8m при видимом диаметре около 16 секунд дуги.

Уран перемещается попятно по созвездию Кита, 16 сентября переходя в созвездие Рыб близ звезды 44 Psc. Планета имеет блеск около 6m и видимый диаметр около 3,5 угловых секунд, наблюдаясь в течение всей ночи. 29 сентября Уран вступит в противостояние с Солнцем. Планету можно наблюдать и невооруженным глазом при прозрачном небе и отсутствии засветки от Луны и земных источников света.

Нептун перемещается попятным движением по созвездию Водолея левее звезды 38 Aqr, находясь близ противостояния с Солнцем. Наблюдать его можно в бинокль всю ночь в первую половину месяца и ночью и утром во второй половине сентября. Для того, чтобы рассмотреть диски Урана и Нептуна, понадобится телескоп с диаметром объектива от 80мм. Поисковые карты далеких планет имеются в Календаре наблюдателя на январь 2012 года и Астрономическом календаре на 2012 год.

Из комет самый высокий блеск (ярче 11m) ожидается у LINEAR (C/2011 F1), которая в сентябре перемещается по созвездиям Волопаса, Девы и Змеи.

Среди астероидов самыми яркими являются Церера (блеск возрастает до 8,5m) и Веста (блеск возрастает до 7,7m). Оба астероида весь месяц перемещаются по созвездию Тельца, а Церера еще и по созвездию Ориона.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд максимума блеска в сентябре месяце достигнут: R Змеи (6,9m) 1 сентября, Х Змееносца (6,8m) 4 сентября, S Малого Пса (7,5m) 6 сентября, RT Лебедя (7,3m) 9 сентября, RS Лебедя (7,2m) 10 сентября, R Водолея (6,1m) 18 сентября, RS Скорпиона (7m) 26 сентября, R Девы (6,9m) 29 сентября.

Другие сведения о небесных телах и явлениях имеются на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58.

Календарь наблюдателя на сентябрь 2012 года в формате Word