Календарь наблюдателя на октябрь 2013 года Календарь наблюдателя на октябрь 2013 года
23.09.2013 20:20 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на октябрь 2013 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2013 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца:

1 октября  покрытие Луной (Ф= 0,16) звезды омега Льва (5,4m)
3 октября  Уран в противостоянии с Солнцем
8 октября  Меркурий проходит в 5 гр. южнее Сатурна
8 октября  максимум действия метеорного потока Дракониды
9 октября  Меркурий в вечерней элонгации (25,3 гр.)
10 октября  Венера близ звезд дельта, бета1 и пи Скорпиона
15 октября  окончание видимости Сатурна
15 октября  Марс проходит в градусе севернее Регула
17 октября  Венера проходит в 1 гр. севернее Антареса
18-19 октября  полутеневое лунное затмение
21 октября  максимум блеска долгопериодической переменной звезды RU Стрельца (7,2m)
21 октября  Меркурий в стоянии по прямому восхождению (переход к попятному движению)
21 октября  максимум действия метеорного потока Ориониды
22 октября  покрытие Луной (Ф= 0,86) звезды 97 Тельца (5,1m)
24 октября  покрытие звезды HIP 99543 (7,8m) из созвездия Козерога астероидом (1263)
Varsavia
25 октября  покрытие Луной (Ф= 0,68) звезды 26 Близнецов (5,3m)
25 октября  покрытие звезды HIP 97157 (6,7m) из созвездия Орла астероидом (41) Daphne
28 октября  покрытие Луной (Ф= 0,41) звезды каппа Рака (5,2m)
28 октября  Меркурий проходит в 3,5 гр. южнее Сатурна
28 октября  максимум блеска долгопериодической переменной звезды RS Лебедя (7,2m)

Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца составит 30 19 градусов. Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп. При наблюдениях Солнца обязательно (!!) применяйте фильтр.

Луна начнет движение по октябрьскому небу на утреннем небе при фазе 0,17 в 7 градусах южнее Марса у границы созвездий Рака и Льва. В ночь с 1 на 2 октября тающий серп пройдет южнее Регула, находясь в созвездии Секстанта. 3 октября фаза Луны уменьшится до 0,04, и самый тонкий серп, пройдя по южной части созвездия Льва, вступит в созвездие Девы после полуночи 4 октября (в день запуска первого ИСЗ). Здесь Луна примет фазу новолуния, после чего перейдет на вечернее небо.

6 октября молодой месяц покроет Спику в 11 градуса восточнее Солнца, а 7 октября при фазе 0,05сблизится с Меркурием и Сатурном у границы созвездий Девы и Весов. В Весах Луна пробудет до 8 октября, пройдя в тот день при фазе 0,14 севернее Венеры. Зайдя на полдня в созвездие Скорпиона, растущий серп вступит в созвездие Змееносца 9 октября, и устремится к границе созвездия Стрельца, которую пересечет в полдень 10 октября при фазе 0,32. Здесь Луна примет фазу первой четверти, красуясь в виде полудиска на вечернем небе невысоко над горизонтом.

С фазой 0,6 лунный овал перейдет в созвездие Козерога, в котором пробудет до полуночи 15 октября (увеличив фазу до 0,8. Перейдя в созвездие Водолея, Луна сблизится с Нептуном, а после полуночи 16 октября при фазе 0,88 перейдет в созвездие Рыб, где задержится на три с половиной дня. Здесь яркий лунный диск 17 октября сблизится с Ураном и примет фазу полнолуния, во время которого произойдет полутеневое лунное затмение, видимое с территории России.

В созвездии Овна почти полная Луна пробудет с 19 по 20 октября, а затем перейдет в созвездие Тельца, где 22 октября пройдет по Гиадам. 24 октября уменьшающийся лунный овал зайдет в созвездие Ориона при фазе 0,77, и а этот же день перейдет в созвездие Близнецов, где 25 октября (Ф= 0,8) сблизится с Юпитером. 27 и 28 октября Луна пробудет в созвездии Рака, где примет фазу последней четверти, а 29 октября перейдет в созвездие Льва при фазе 0,37. Здесь тающий серп пробудет до 31 октября (заходя в созвездие Секстанта и сближаясь с Марсом). В этот день при фазе 0,13 тающий серп перейдет в созвездие Девы и закончит свой путь по октябрьскому небу.

Из больших планет Солнечной системы в октябре будут наблюдаться все, кроме Меркурия (за исключением южных районов).

Меркурий в начале месяца имеет вечернюю элонгацию 24 градуса к востоку от Солнца при блеске около 0m и видимом диаметре 6 с фазой около 0,7. Но даже при таком удалении от Солнца в средних и северных широтах планета не видна по причине захода вместе с Солнцем. Тем не менее, в южных районах страны Меркурий можно найти у западного горизонта на фоне вечерней зари. Движение планеты по октябрьскому небу начнется в созвездии Девы (близ Спики). 6 октября Меркурий перейдет в созвездие Весов, где и останется до конца месяца. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем до 21 октября. В этот день она проходит точку стояния по прямому восхождению и меняет движение на попятное. Максимальная элонгация Меркурия достигает 25,3 градусов 9 октября. В этот день в телескоп можно будет наблюдать полудиск планеты. В дальнейшем блеск быстрой планеты снижается до порога видимости невооруженным глазом, а видимый диаметр увеличивается до 11 при фазе стремящейся к нулю. В телескоп ото дня ко дню наблюдается постепенно увеличивающийся в размерах тающий серп.

Венера имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Весов, 7 октября переходя в созвездие Скорпиона, а 21 октября в созвездие Змееносца. 17 октября планета пройдет в полутора градусах севернее Антареса, Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на вечернем небе, хотя продолжительность видимости ее в средних широтах не превышает часа. Тем не менее, благодаря большой яркости найти Венеру можно на дневном небе, а лучшие условия для этого будут во второй половине дня. Благодаря элонгации 47 градусов (к концу месяца) поиск планеты значительно облегчается, а прохождение 8 октября Луны в трех градусах севернее Вечерней звезды создает идеальные условия нахождения ее на небе даже невооруженным глазом. Видимый диаметр планеты возрастает с 18 до 25 при фазе 0,6-0,5 и блеске около -4,4m. В телескоп виден белый овал, постепенно превращающийся в полудиск (деталей на поверхности не наблюдается).

Марс движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, в середине месяца проходя в градусе севернее Регула. Планета наблюдается на фоне утренних сумерек в восточной части неба, постепенно увеличивая видимость до 4 часов. Блеск планеты весь месяц имеет значение около +1,5m, а видимый диаметр сохраняется на уровне 5. В небольшой телескоп виден крохотный диск практически без деталей.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов (близ звезды дельта Gem блеском 3,5m), и виден в ночные и утренние часы в восточной и южной части неба. К концу месяца видимость Юпитера достигает 10 часов, позволяя отслеживать планету на ее полный оборот вокруг оси. Видимый диаметр его увеличивается с 38 до 41 при блеске, возрастающем от -2,0m до -2,2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали, а рядом 4 больших спутника.

Сатурн весь месяц имеет прямое движение в созвездии Весов, постепенно сближаясь со звездой альфа Lib блеском 2,7m (до 2,5 градусов к концу месяца). Окольцованная планета в начале месяца имеет видимость около получаса на фоне вечерних сумерек. Затем условия видимости будут ухудшаться и к середине октября она скроется в лучах заходящего Солнца. Очередная видимость Сатурна начнется через месяц в середине ноября, когда его можно будет найти на фоне утренней зари. Блеск Сатурна составляет +0,7m при видимом диаметре менее 16. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют 35х11.

Уран (6,0m, 3,5.) перемещается попятно по созвездию Рыб (южнее звезды дельта Psc с блеском 4,4m). 3 октября вращающийся на боку газовый гигант вступит в противостояние с Солнцем, создавая тем самым наиболее благоприятные условия видимости в 2013 году. Видимость планеты придерживается 11 часов (в средних широтах), а наблюдать ее можно всю ночь. Найти Уран можно даже невооруженным глазом, но такие благоприятные условия будут близ новолуния в начале и конце месяца. В любую же ночь месяца планету можно легко найти при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (8,0m, 2,3) имеет попятное движение, находясь в созвездии Водолея между звездами сигма Aqr (4,8m) и 38 Aqr (5,4m). Планета находится близ противостояния с Солнцем и видна в течение 8 часов (в средних широтах) на вечернем и ночном небе. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт, а увидеть диск можно в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат и прозрачное небо. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m. Карты путей далеких планет имеются в КН на январь 2013 года и Астрономическом календаре на 2013 год.

Из комет в октябре можно будет наблюдать, по крайней мере, 4 небесных странницы. P/Encke (2P) при максимальном расчетном блеске к концу месяца 7,4m перемещается по созвездиям Возничего, Рыси, Малого Льва, Льва, Волос Вероники и Девы. ISON (C/2012 S1) находится в созвездии Льва, увеличивая расчетный блеск до 7m. P/Jager (P/1998 U3) весь месяц перемещается по созвездию Возничего, имея блеск около 12m. Новая комета Lovejoy (C/2013 R1) движется при увеличивающемся блеске 13 - 11m по созвездиям Единорога и Малого Пса, 27 октября сближаясь с Проционом до градуса.

Среди астероидов самыми яркими в октябре будут Церера, Паллада, Веста, Бамберга, Ирида и Массалия, блеск которых в максимуме превысит 9m. Церера и Веста движутся по созвездиям Льва и Девы, Паллада по созвездию Гидры, Бамберга по созвездию Рыб и Пегаса, Ирида по созвездию Водолея, а Массалия по созвездию Овна.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: R CET 8,1m 4 октября, SS OPH 8,7m 10 октября, S AQR 8,3m 11 октября, S HYA 7,8m 14 октября, X CAM 8,1m 19 октября, RU SGR 7,2m 21 октября, U AUR 8,5m 26 октября, R TAU 8,6m 27 октября, W AQR 8,9m 27 октября, RS CYG 7,2m 28 октября, RR LIB 8,6m 30 октября.

Среди метеорных потоков наиболее активными будут Дракониды (максимум 8 октября в 17 часов 30 минут UT) с зенитным часовым числом 20 100 метеоров, Южные Тауриды из созвездия Тельца (максимум 10 октября 5 метеоров в час), дельта-Ауригиды из созвездия Возничего (максимум 11 октября 2 метеора в час), эпсилон-Геминиды из созвездия Близнецов (максимум 18 октября - 3 метеора в час), Ориониды (максимум 21 октября 25 метеоров в час), Лео Минориды из созвездия Малого Льва (максимум 24 октября 2 метеора в час) и Северные Тауриды из созвездия Тельца (максимум в ноябре).

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://astroalert.ka-dar.ru и на форуме Старлаб http:/www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Карта покрытия звезды HIP 99543 (7,8m) из созвездия Козерога астероидом (1263) Varsavia