Астрономический календарь на 2014 год Астрономический календарь на 2014 год
9.12.2013 1:40 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Вышел в свет очередной выпуск ежегодника Астрономический календарь, выпускаемого в серии Астробиблиотека от АстроКА и журнала "Небосвод"

Табель-календарь на 2014 год с фазами Луны. Новолуния 29 апреля и 23 октября - с затмением Солнца, полнолуния 15 апреля и 8 октября - с затмением Луны.

Этот ежегодник описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2014 году. Календарь содержит эфемериды Солнца, Луны, больших планет, комет и астероидов, доступных для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даны описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках, покрытиях звезд астероидами и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ НА 2014 ГОД

Кометы ___________________________________________ 89
Астероиды ________________________________________97
Метеорные потоки _________________________________ 109
Переменные звезды ________________________________ 111

Астрономический календарь на 2014 год в формате Word.

Астрономический календарь на 2014 год в формате pdf.

Краткий обзор явлений 2014 года.

2014 год будет достаточно интересным в отношении наблюдений комет и покрытий, но менее интересным в отношении затмений. Комета C/2012 S1 (ISON) (Невский-Новичонок) в конце ноября 2013 года достигает максимальной яркости с отрицательной звездной величиной. В 2014 году ее видимость невооруженным глазом продолжается. Подробнее о комете - в Астрономическом календаре на 2013 год.

Затмения 2014 года малоблагоприятны для наблюдений с территории России и СНГ. В этом году произойдут два частных солнечных и два полных лунных затмения. Два затмения приходятся на апрельское полнолуние и новолуние, а другие два - на октябрьское полнолуние и новолуние. К сожалению, по видимости для России благоприятны только одно лунное и одно солнечное, но и эти в восточной части страны. С Европейской части России в 2014 году нельзя будет наблюдать ни одного затмения!

Первое затмение 2014 года будет полным лунным.. Оно произойдет при полнолунии 15 апреля, но не будет видимо на большей части территории России, кроме самых восточных районов страны. Полностью затмение смогут наблюдать жители Северной и Южной Америки, а его максимальная фаза достигнет 1,3. при продолжительности полной фазы 1 час 19 минут. Естественный спутник Земли пройдет в это затмение через южную часть земной тени. С Луны в это время наблюдается полное и частное солнечное затмение.

Второе затмение года будет солнечным частным и произойдет в новолуние 29 апреля. Полоса затмения охватит территорию Антарктиды, Австралии и акваторию Атлантического океана. Максимальная фаза затмения 0,984 будет наблюдаться в Антарктике при положении Солнца на горизонте. При такой фазе наблюдается значительное потемнение неба, и могут быть видны самые яркие звезды. Жители Австралии смогут наблюдать фазу затмения более 0,6, а островитяне Тасмании около 0,7.

Третье затмение года будет полным лунным и произойдет в полнолуние 8 октября. На этот раз жителям восточной половины России повезет больше, чем при апрельском затмении, и полную фазу смогут наблюдать жители Сибири, Приморья, Камчатки и Дальнего Востока. Максимальная теневая фаза составит 1,172, а наблюдать ее смогут жители Чукотки, Камчатки, Приморья, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Австралии, Новой Зеландии и других островов Тихого океана. Естественный спутник Земли пройдет в это затмение через северную часть земной тени. С Луны в это время наблюдается полное и частное солнечное затмение. Для этого затмения интересен тот факт, что во время полной фазы Луна покроет Уран!

Четвертое затмение года состоится в новолуние 23 октября, и будет частным солнечным, а максимальная фаза его составит 0,81. На этот раз затмение будет наблюдаться на территории России (восточные районы), Северной Америки, и в северной части Тихого океана. Жители Чукотки смогут наблюдать фазу около 0,6, а на Камчатке может быть зафиксирована фаза 0,4 на восходе Солнца.

Видимость планет в 2014 году достаточно благоприятна, в частности благодаря очередному противостоянию Марса, хотя и не Великому (сближение до 0,618 а.е.). Меркурий в течение года достигнет 3 утренних и 3 вечерних элонгаций. Для Венеры в 2014 году благоприятным временем для наблюдений будет первое полугодие (22 марта утренняя элонгация 46,5 градусов). Упомянутое противостояние Марса наступит 9 апреля. При этом видимый диаметр планеты возрастет до 15 угловых секунд, что позволит наблюдать на ее диске многочисленные детали и получать хорошие фотографии. Наилучшая видимость Юпитера относится к первой половине года с противостоянием 6 января. Сатурн, как и Юпитер, лучше всего виден в первом полугодии с противостоянием 10 мая. Уран и Нептун являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем соответственно 8 октября и 29 августа.

График видимости планет позволяет быстро определить условия видимости планет и моменты их восхода, верхней кульминации и захода Линия восхода планеты - сплошная, верхней кульминации - штрих-пунктирная, захода - штриховая. Показаны линии гражданских и навигационных сумерек.График дается для широты 56 градусов, и применим для пунктов наблюдений средних широт.

Графический календарь видимости планет в 2014 году

Из сближений планет друг с другом наиболее близким будет соединение Венеры и Юпитера 18 августа, когда Венера пройдет севернее самой большой планеты Солнечной системы в 0,2 градуса при элонгации 18 градусов на фоне звездного скопления М44 (!) в созвездии Рака.

Соединение Венеры и Юпитера 18 августа 2014 года

Из сближений планет со звездами интересны соединения Марса на угловом расстоянии менее 1 минуты дуги. Первое такое соединение произойдет со звездой HIP64296 (7,5m) из созвездия Девы 17 января, а второе - со звездой HIP100201(6,8m) из созвездия Козерога 8 декабря.

Луна в 2014 году покроет большие планеты Солнечной системы 22 раза. Наиболее покрываемым будет Сатурн. Окольцованная планета займет половину покрытий и скроется за Луной 11 раз (!), причем в августе 2 раза. Следующим по количеству следует Уран с его 6 покрытиями. По два раза покроются Меркурий и Венера и один раз Марс (6 июля). Из всего списка покрытий наиболее благоприятными для России и СНГ будут покрытия Урана 14 августа, 11 сентября, 8 октября (при полном затмении!!) и 29 декабря (видимость в Сибири, на Севере и на востоке страны), а также покрытие Сатурна 28 сентября (видимость в восточной части России). К сожалению, при всем обилии таких явлений в 2014 году, на Европейской части России не будет доступно ни одно из упомянутых покрытий!

Из покрытий звезд Луной интересно покрытие альфа Весов 25 января. Полоса видимости покрытия будет проходить по большей части России.

Покрытие Луной Урана 14 августа 2014 года

Астероид Веста станет самым ярким в этом году. Его блеск в апреле достигнет видимости невооруженным глазом (ярче 6m). Вторыми по блеску будут Паллада и Церера, звездная величина которых достигнет около 7m, соответственно, в январе и апреле. Из других астероидов наиболее яркими станут Геба и Юнона(ярче 8m). В начале июля 2014 года произойдет сближение астероидов Церера и Веста до 10 угловых минут! Это соединение будет наблюдаться в созвездии Девы в полутора градусах юго-западнее звезды дзета (3,4m) этого созвездия при благоприятных условиях наблюдений на территории всей страны, кроме северных районов, где в это время полярный день или белые ночи.

Сведения по покрытиям звезд астероидами имеются на сайте http://asteroidoccultation.com . В 2014 году с территории нашей страны будут наблюдаться несколько астероидных покрытий звезд, видимых невооруженным глазом. Подробные сведения об этих и других покрытиях - в приложении к АК_2014 в архивном файле календаря.

Наблюдатели комет смогут отыскать, по крайней мере, пять небесных странниц: P/Brewington (154P), Lovejoy (C/2013 R1), LINEAR (C/2012 X1), PANSTARRS (C/2012 K1) и Siding Spring (C/2013 A1) ожидаемый блеск которых составит ярче 10m. Следует отметить, что приведенный список наблюдаемых комет может значительно меняться ввиду открытия новых комет и увеличения блеска, ожидаемых.

Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут Квадрантиды, Лириды, эта-Аквариды, Ориониды и Леониды. Подробные сведения о метеорных потоках даны в приложении к АК_2014 отдельным файлом от IMO.

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

Источники изображений: сайт NASA, АК 4.16 и АК 4.75 и StarryNightBackyard 3.1.0

Предстоящие явления на другие годы можно определить при помощи программы АК Александра Кузнецова или просмотреть в книге Астрономические явления до 2050 года , а также самостоятельно определить при помощи весьма подробного он-лайн календаря CalSky

Календарь избранных явлений на каждый день на 50 лет вперед и до 2100 года для Москвы (время московское = UT+4 часа). Источник - AcruSky Planetarium

Альтернативная версия АК_2014 имеется на http://astrokalend.ucoz.ru/AKG.pdf

Оперативные сведения о явлениях на http://astroalert.ka-dar.ru, http://meteoweb.ru, http://realsky.ru, http://shvedun.ru, http://edu.zelenogorsk.ru/astron/calendar/2014/mycal14.htm, http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58, http://astrokot.ru/, http://astronomy.ru/forum/

Хочется надеяться, что АК_2014 послужит Вам надежным спутником при астрономических наблюдениях в течение гола!

Искренне Ваш Козловский Александр