Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная»  №2, 2014 Аннотации основных статей журнала «Земля и Вселенная» №2, 2014
10.04.2014 23:11 | В. И. Щивьев/Редакция журнала ЗиВ

Лунные природные ресурсы. Доктор физико-математических наук В.В. Шевченко (ГАИШ МГУ), Е.Д. Темлякова (ИКИ РАН).

Специалисты Роскосмоса, рассматривая планы создания обитаемых станций на Луне до 2030 г., полагают, что будут использованы имеющиеся на естественном спутнике Земли вода и строительные материалы. Международная академия астронавтики (IAA) также приступила к изучению проблем внеземных ресурсов с целью их разведки, разработки и утилизации. Для осуществления подобных работ создана исследовательская группа SG 3.17 «Космические минеральные ресурсы поиск и возможности». По предложению Генерального секретаря IAA в состав SG 3.17 включен профессор В.В. Шевченко (ГАИШ МГУ), автор данной статьи.

15 лет орбитальной стройке века. С.А. Герасютин. Продолжение. Начало см.: 1999, № 2; 2000, №№ 5, 6; 2001, № 5; 2002, №№ 1, 2, 4; 2003, №№ 1, 5; 2004, №№ 2–5; 2005, №№ 1, 4; 2006, №№ 1, 2, 4; 2007, №№ 1, 3, 4; 2008, №№ 1–6; 2009, №№ 1, 2, 4, 6; 2010, №№ 1–5; 2011, №№ 1, 2, 4–6; 2012, №№ 2, 5; 2013, №№ 2, 6.

Международная космическая станция (МКС) функционирует на околоземной орбите высотой 360–410 км. Она собрана из самостоятельных блоков и ферм, содержит российский и американский сегменты. В этой программе участвуют Россия, США, Япония, Италия, Канада и страны ESA, причем роль нашей страны одна из ведущих. Опыт, накопленный российской космонавтикой за период эксплуатации орбитальных пилотируемых станций, оказался неоценимым при создании МКС. С ноября 2000 г. на ней непрерывно работают интернациональные экипажи, с мая 2009 г. их численность увеличилась до шести человек. За 15 лет выполнено более 3 тыс. экспериментов и исследований по 12 направлениям.

Вальтер Гоман. Марга Гоман. Перевод с немецкого В.К. Абалакина. Использован архив Марги Гоман.

Биографический очерк был составлен невесткой В. Гомана по материалам его творческого наследия и опубликован в первом издании книги «Достижимость небесных тел», вышедшем в свет в 1925 г. в издательстве Р. Ольденбурга. Третье издание этой книги было опубликовано в том же издательстве в 1994 г. Перевод его на русский язык вместе с переводом статьи В. Гомана «Маршруты и длительность межпланетных путешествий, возможности посадки» (1928), в которой впервые была сформулирована идея использования отделяющихся модулей для спуска на планеты-цели, опубликован в 2013 г. издательством «R & C Dynamics», НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика» в Ижевске.

Отражение Вселенной. Заведующая отделом «Планетарий» Е.Н. Тихомирова, директор Культурно-просветительского центра им. В.В. Терешковой И.Н. Трофилева.

C 21 по 23 октября 2013 г. в Культурно-просветительском центре им. В.В. Терешковой (Ярославль) проходил первый в России Международный фестиваль научно-популярных полнокупольных программ для планетариев «Отражение Вселенной», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта.
          Планетарии – одно из замечательных изобретений XX в. Их родина – Германия. Немецкие инженеры на предприятии «Карл Цейсс Йена» изобрели, изготовили и в октябре 1923 г. впервые продемонстрировали широкой публике проектор звездного неба «Модель-1», открывший 90 лет назад эпоху планетариев. Форум приурочен и к этому юбилею.

Воспоминания о будущем. Доктор технических наук, заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» участник разработки и обеспечения полета орбитального корабля «Буран» В.Г. Алиев.

С космодрома «Байконур» 25 лет назад стартовала ракета-носитель (РН) «Энергия» сверхтяжелого класса с орбитальным кораблем (ОК) «Буран» (Земля и Вселенная, 1989, № 2). Как оказалось, это был первый и последний старт ракетно-космического комплекса системы «Энергия Буран». Орбитальный полет нашего космического челнока, по мнению специалистов, опередил свое время. Отечественная космонавтика, да и вообще вся промышленность Советского Союза, до запуска «Бурана» не знала столь грандиозных проектов. В его осуществлении участвовали десятки научно-исследовательских институтов и предприятий, более 2 млн человек.

Эволюция представлений о целесообразном размещении астрономических сооружений. Доктор исторических наук К.В. Иванов (Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН)

Астрономия не только как строгая научная дисциплина, но многовековая практика наблюдений за движением светил всегда была необходима для решения практических задач и для поддержания символических ценностей той или иной нации, державы, цивилизации. С одной стороны, астрономия – надежный инструмент ориентирования во времени и пространстве. С другой – предоставляемые ею средства наблюдения и измерения неизбежно насыщаются смыслами, выходящими за пределы того, что принято называть наукой. Например, календарь изобретение, позволившее согласовать человеческую деятельность с природными ритмами, – одновременно является носителем идеологии, укорененной в последовательности праздников. Географические карты помимо практической ценности несут в себе функцию сертификации права владения той или иной территорией. Эта особенность астрономии отразилась на многих аспектах ее формирования и развития. Автор анализирует только один из них, связанный с особенностями размещения астрономических сооружений.

Наблюдение полного солнечного затмения в Кении. Доктор физико-математических наук директор Астрономической обсерватории ИГУ С.А. Язев (ИСЗФ СО РАН, Иркутск).

3 ноября 2013 г. состоялось гибридное солнечное затмение: начавшись над северной частью Атлантического океана как кольцеобразное, оно вскоре стало полным. Тень Луны пробежала по Центральной Атлантике и вступила на сушу в Экваториальной Африке. Полоса фазы полного затмения проследовала по территории Габона, Конго, северной части Демократической Республики Конго, Уганды и Кении, южной части Эфиопии. Эта фаза завершилась с наступлением вечерних сумерек на территории Сомали.

Человек Вселенной (к 80-летию Б.Г. Пшеничнера). В.А. Ромейко (МГДДЮТ).

14 ноября 2013 г. исполнилось 80 лет Борису Григорьевичу Пшеничнеру – яркому педагогу, одному из организаторов дополнительного аэрокосмического образования детей и молодежи в России, создателю и первому руководителю Отдела астрономии и космонавтики Московского городского дворца пионеров и школьников (ныне Московский городской дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, МГДДЮТ; (Земля и Вселенная, 1999, № 1). Отдел работает с момента открытия дворца (1962), за эти годы он превратился в уникальный центр астрономического образования. Талантливый организатор, Борис Григорьевич сумел создать творческий коллектив воспитанников, педагогов и ученых. Б.Г. Пшеничнер удостоен многих наград и званий, он действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Заслуженный работник культуры РФ, Отличник народного просвещения РСФСР, награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Ветеран труда», памятными медалями им. К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина.

Юбилейная астрономическая олимпиада. Кандидат физико-математических наук О.С. Угольников (Институт космических исследований РАН; Центральная предметно-методическая комиссия по астрономии Всероссийской олимпиады школьников).

Астрономам, наверное, легче всего ощутить быстрый ход времени. Всероссийская олимпиада по астрономии, казалось бы, совсем недавно созданная, в 2013 г. состоялась в двадцатый раз (Земля и Вселенная, 2008, № 2; 2012, № 1; 2013, № 3). История олимпиады была непростой, менялся состав жюри и авторов задач, реформа школьных олимпиад в 2008 г. поставила астрономическую олимпиаду на грань закрытия. Но она с честью выдержала все испытания и вышла на новый виток развития в начале второго десятилетия нового века.
          География Олимпиады ежегодно расширялась, и в 2013 г. в ней участвовало 160 школьников из 43 регионов нашей страны. Самую многочисленную за всю историю олимпиаду принял г. Орёл. Олимпиада была там успешно проведена в 2012 г., поэтому было решено вернуться в этот прекрасный город. Многие участники Олимпиады чувствовали себя в Орле как дома. Но и новички олимпиадного движения, учащиеся 8 и 9 классов быстро освоились, нашли новых друзей. Забегая вперед, скажем, что именно самые молодые участники показали наиболее выдающиеся результаты.
          Торжественное открытие ХХ Олимпиады состоялось 8 апреля 2013 г. Участников напутствовали ректор Орловского государственного университета Ф.С. Авдеев, председатель жюри и директор астрономической обсерватории ОрГУ В.В. Митяев. 9 и 11 апреля состоялись теоретический и практический туры Олимпиады, на которых участникам было предложено соответственно шесть и три задания. По сумме оценок, набранных за их решения, определялись победители и призеры Олимпиады в каждой из возрастных параллелей (9 класс и моложе, 10 и 11 классы).

Небесный календарь: май – июнь 2014 г. В.И. Щивьёв (г. Железнодорожный (Московская обл.)

Сейсмичность Земли в июле – ноябре 2013 г. Кандидат физико-математических наук О.Е. Старовойт, кандидат физико-математических наук Л.С. Чепкунас, М.В. Коломиец.

За этот период в Службе срочных донесений Геофизической службы РАН обработано более 1600 землетрясений, из них 21 с магнитудой М ≥ 6,5 и 52 – ощущались на Земной поверхнос

Читайте в журнале «Земля и Вселенная» №3 2014:

Семенцов В.Н. «Гайя» измерит Галактику
Застенкер Г.Н., Шафранкова Я. Тонкая структура и быстрые вариации солнечного ветра
К 100-летию со дня рождения Я.Б. Зельдовича Яков Борисович Зельдович
Зельдович Я.Б. Социально-общечеловеческое значение фундаментальной науки
Воспоминания о Я.Б. Зельдовиче
Шакура Н.И. Как создавалась теория дисковой аккреции
Памяти Юрия Антониевича Израэля
Памяти Джона Добсона
Закутняя О.В. Ближайшие цели российской планетной программы – Луна и Марс
Щивьёв В.И. Небесный календарь: июль – август 2014 г.
Новичонок А.О. Яркие кометы в 2013 году

Журнал "Земля и Вселенная"

Научно-популярный журнал Российской академии наук. Издается под руководством Президиума РАН.
Выходит с января 1965 года 6 раз в год. "Наука" г. Москва.

Подписной индекс - 70336 по объединенному каталогу "Пресса России".

Журнал на самом высоком уровне пропагандирует достижения Российской и мировой науки в области космонавтики, астрономии и наук о Земле.

Адрес редакции журнала "Земля и Вселенная"