Астрономический календарь на 2016 год Астрономический календарь на 2016 год
1.03.2016 8:10 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Вышел в свет очередной выпуск ежегодника Астрономический календарь, выпускаемого в серии Астробиблиотека от АстроКА и журнала "Небосвод"

Этот ежегодник описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2016 году. Календарь содержит эфемериды Солнца, Луны, больших планет, комет и астероидов, доступных для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даны описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках, покрытиях звезд астероидами и т.п.

Всего выпущено два Астрономических календаря на 2016 год, доступных для свободного скачивания в электронном виде и для распечатки на принтере в бумажном виде.

Кроме этого, продолжится выпуск типографских Астрономических календарей, о выходе которых можно узнать в сети Интернет.

Табель-календарь с фазами Луны на 2016 год (время московское)

Краткий обзор явлений 2016 года.

Главным астрономическим событием 2016 года будет полное солнечное затмение 9 марта, полоса полной фазы которого пройдет по Индонезии и Океании. Другим, достаточно редким астрономическим событием, является прохождение Меркурия по диску Солнца, которое состоится 9 мая<.

Прохождение Меркурия по диску Солнца

Карта видимоcти прохождения

В этом году произойдут два солнечных и два полутеневых лунных затмения (точнее три, но лунное затмение 18 августа касательное, и не представляет никакого интереса). Два затмения приходятся на мартовское новолуние и полнолуние, а другие два - на сентябрьское новолуние и полнолуние.

Первое затмение 2016 года будет полным солнечным. Оно произойдет при новолунии 9 марта, а полоса полной фазы пройдет по островам Индонезии и по акватории Тихого океана. Максимальная продолжительность полной фазы достигнет 4 минут 10 секунд при фазе 1,045. На территории нашей страны небольшие фазы можно будет наблюдать в Приморье, на Сахалине, Камчатке и Чукотке. Подробное описание затмения и его обстоятельства можно найти на Астрофоруме в теме Астрономические наблюдения. К затмению будет опубликована статья в журнале Небосвод, а также выложена ее веб-версия на Астронет http://www.astronet.ru/

Второе затмение года будет полутеневым лунным и произойдет в полнолуние 23 марта. Затмение смогут наблюдать жители всей территории России, максимальная фаза его составит 0,8 при прохождении Луны через северную часть земной полутени. С Луны в это время наблюдается частное солнечное затмение.

Третье затмение 2016 года будет кольцеобразным солнечным. Оно произойдет при новолунии 1 сентября, а полоса кольцеобразной фазы пройдет по Центральной Африке, Мадагаскару и по акватории Атлантического и Индийского океанов. Максимальная продолжительность кольцеобразной фазы достигнет 3 минут 6 секунд при фазе 0,974. Частные фазы увидят жители Африки и Аравийского полуострова. На территории нашей страны затмение наблюдаться не будет.

Четвертое затмение года, вновь, будет полутеневым лунным и произойдет в полнолуние 16 сентября. Это затмение будет наблюдаться на всей территории России и стран СНГ, а его максимальная фаза достигнет 0,93 Естественный спутник Земли пройдет в это затмение через южную часть земной полутени. С Луны в это время наблюдается частное солнечное затмение.

Статьи о полных солнечных затмениях 2006 года и 2008 года, а также лунном затмении 2005 года наблюдавшиеся на территории России и стран СНГ.

Фазы Луны в 2016 году (с указанием дат затмений)

Видимость планет в 2016 году достаточно благоприятна. Меркурий в течение года достигнет 3 утренних и 3 вечерних элонгаций. Для Венеры в 2016 году благоприятным временем для наблюдений будет начало и конец года (6 июня верхнее соединение с Солнцем). Для Марса 2016 год - благоприятное время для наблюдений, т.к. видимый диаметр планеты во время максимального сближения 30 мая (противостояние 22 мая) достигнет 18,4 угловых секунд. Наилучшая видимость Юпитера относится к первой половине года с противостоянием 8 марта. Сатурн также лучше всего виден в первом полугодии с противостоянием 3 июня. Уран и Нептун являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 15 октября и 2 сентября.