Астрономическая неделя с 5 по 11 сентября 2016 года Астрономическая неделя с 5 по 11 сентября 2016 года
20.08.2016 7:10 | Александр Козловский

На данной неделе Луна (Ф= 0,25) пройдет апогей орбиты и достигнет фазы первой четверти. 9 сентября будет иметь место максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5), а долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя находится близ максимума блеска (4m). На вечернем небе наблюдаются два ярких небесных треугольника: летне-осенний треугольник Вега-Денеб-Альтаир (близ зенита) и Сатурн-Антарес-Марс. Всю неделю имеется вероятность появления серебристых облаков на фоне сумеречного сегмента (в средних широтах).

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет к концу недели 38 градусов, а долгота дня на той же широте уменьшается до 13 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 31,78 минут дуги, а движется оно по созвездию Льва. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 9 сентября. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца и Стрельца. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Девы и будет украшением западной части неба, находясь при фазе 0,1 близ Спики. Под утро 6 сентября молодой месяц увеличит фазу до 0,2 и перейдет в созвездие Весов, где пробудет до утра 8 сентября, когда перейдет в созвездие Скорпиона (Ф= 0,4). В этот же день Луна перейдет в созвездие Змееносца, приняв здесь 9 сентября фазу первой четверти близ Сатурна и Марса. 10 сентября лунный полудиск пересечет границу созвездия Стрельца и проведет здесь время до 13 сентября, увеличив фазу до 0,8. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Юпитер не видны, Венера доступна для наблюдений на фоне вечерней зари, а Марс и Сатурн наблюдаются на вечернем небе близ Антареса. Уран и Нептун можно найти на ночном небе в бинокль или телескоп с использованием звездных карт.

Из комет хвостатая странница P/Tempel (9P) с блеском слабее 12m движется по созвездию Весов. Комета PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Гидры при блеске около 11m. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на сентябрь , а также в Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск имеют Веста (8,4m) в созвездии Близнецов и Церера (8,2m) в созвездии Кита. Из других астероидов (блеск около 9m) наиболее доступны для наблюдений Паллада в созвездии Малого Коня и Мельпомена в созвездии Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RV SGR (7,9m) 10 сентября, W HER (8,3m) 10 сентября, KHI CYG (5,2m) 11 сентября, S AQL(8,9m) 11 сентября.

Из основных метеорных потоков активны Ауригиды из созвездия Возничего и сентябрьские эпсилон-Пересеиды.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Меркурий - Юпитер, Луна - Спика, Луна - Сатурн, Сатурн - Антарес, Марс - М19, Юпитер - бета Девы, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - Мельпомена.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод за сентябрь 2009 года. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 5 сентября - в 248 году, 6 сентября - в 1755 году, 7 сентября - в 1858 году, 8 сентября - в 1885 году, 9 сентября - в 1904 году, 10 сентября - в 1923 году, 11 сентября - в 1029 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений во вторую неделю сентября было 7 сентября (6 затмений!), а меньше всего - 5 сентября (одно затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Девы, 7 сентября переходя в созвездие Льва.. Меркурий не виден, а элонгация планеты уменьшается за неделю до 4 градусов. Положение планеты во время всех элонгаций 2016 года можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год. Видимый диаметр Меркурия составляет около 10,5 угловых секунд при блеске около +5m, и фазе около 0,1. Расстояние от Земли изменяется от 0,66 до 0,64 а.е. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Угловое расстояние к западу от Солнца увеличивается до 26 градусов, а видна она на фоне вечерней зари в виде яркой звезды. Видимый диаметр планеты имеет значение около 11 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -4m при фазе около 0,9. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 1,51 до 1,47 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, близ Антареса (Анти Марса). 6 сентября Марс проидет в градусе севернее шарового звездного скопления М19. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее время в виде яркой оранжевой (красноватой) звезды, превосходящей по блеску Антарес. Детали на поверхности планеты еще можно наблюдать и в небольшой телескоп. Блеск планеты уменьшается до -0,1m, а видимый диаметр - до 9,8 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 0,95 а.е.. Не смотря на низкое положение планеты над горизонтом в средних широтах страны, условия для наблюдений загадочной планеты достаточно благоприятны. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Юпитер закончил вечернюю видимость и теперь появится на утреннем небе лишь в октябре. Угловой диаметр газового гиганта составляет около 31 секунды дуги при блеске -1,6m и расстоянии от Земли 6,43 а.е. к концу недели.. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на сентябрь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в вечернее время близ Марса. Блеск Сатурна имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 16,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается до 10,15 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек.) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на ночном небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом Уран можно будет наблюдать на безлунном прозрачном небе без посторонней засветки в начале недели. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается до 19,11 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,8, d= 2,4 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается всю ночь, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 28,96 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,73 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата       a(2000.0)    d(2000.0)      r      delta   m  elon.    V   PA    сon.
Церера (1)
 5 Sep 2016   2h28m29.78s  + 1.56662 deg  2.907   2.192  8.3 126.5   7.26 201.2 Cet
 9 Sep 2016   2h28m04.26s  + 1.37493 deg  2.905   2.149  8.2 130.4   9.82 219.4 Cet
Паллада (2)
 5 Sep 2016  21h17m09.85s  + 6.96612 deg  3.339   2.417  9.3 151.6  38.87 217.4 Equ
 9 Sep 2016  21h14m47.52s  + 6.13634 deg  3.335   2.433  9.3 148.8  37.96 214.4 Equ
Веста (4)
 5 Sep 2016   7h08m26.15s  +20.65502 deg  2.567   2.975  8.4  56.9  54.51  93.8 Gem
 9 Sep 2016   7h14m33.05s  +20.54691 deg  2.566   2.929  8.4  59.3  53.43  94.3 Gem
Партенопа (11)
 5 Sep 2016   0h54m16.53s  - 1.10735 deg  2.250   1.318  9.7 150.2  25.02 230.5 Cet
 9 Sep 2016   0h52m06.80s  - 1.54538 deg  2.252   1.301  9.6 154.5  28.59 233.7 Cet
Мельпомена (18)
 5 Sep 2016   2h27m14.39s  + 2.60983 deg  1.797   1.003  8.9 126.7  33.84 128.5 Cet
 9 Sep 2016   2h29m53.71s  + 2.01492 deg  1.796   0.975  8.8 129.8  31.68 137.7 Cet
Дембовска (349)
 5 Sep 2016  21h24m13.33s  -27.36006 deg  2.752   1.833  9.9 149.9  23.75 273.5 Cap
 9 Sep 2016  21h21m36.60s  -27.30416 deg  2.749   1.857 10.0 145.8  21.12 278.6 Cap

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений сентября месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на сентябрь, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

05 сентября, вечер - Луна (Ф= 0,15) близ Спики.

06 сентября, 21 час 46 минут - Луна (Ф= 0,25) в апогее.

07 сентября и всю неделю, утренние и вечерние сумерки - Возможность появления серебристых облаков в средней полосе России.

08 сентября, вечер - Луна (Ф= 0,43) близ Марса, Сатурна и Антареса.

09 сентября, 04 часа 00 минут (UT) - Максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5).

09 сентября, 14 часов 49 минут - Луна в фазе первой четверти.

10 сентября, 22 часа 00 минут (UT) - Луна (Ф= 0,63) достигает минимального склонения -18,5 градусов.

11 сентября, ночь - Долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска (4m).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца. Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху): Вид восточноa href=m/span/spanspan style='font-size:8.0pt'a href=/o:pй и юго-восточной части полуночного неба 8 сентября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 8 сентября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 8 сентября в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N09 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

/td