Астрономический календарь на 2025 год Астрономический календарь на 2025 год
6.01.2016 16:01 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Этот календарь описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2025 году. Он содержит данные по Солнцу, Луне, большим планетам, кометам и астероидам, доступным для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даются описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках и т.п..

Астрономический календарь - справочник (1901 - 2100 годы)

Рекомендую также Астрономический календарь Сергея Гурьянова на 2025 год

Астрономический календарь Александра Кузнецова

Веб-версия иллюстрированного Астрономического календаря на месяц на сайте Метеовеб

Астрономический календарь на месяц на сайте "Небо над Братском"

ТАБЕЛЬ - КАЛЕНДАРЬ НА 2025 ГОД

КРАТКИЙ ОБЗОР ЯВЛЕНИЙ 2025 ГОДА.

Первое затмение 2025 года будет полным лунным. Оно произойдет при полнолунии 14 марта, а его видимость распространится на восточную часть страны. Максимальная теневая фаза затмения составит 1,183, а Луна пройдет через северную часть тени Земли. Полное затмение будет длиться более часа. Общая продолжительность затмения составит около шести часов. Все фазы затмения будут наблюдаться Северной и Южной Америке.

Второе затмение 2025 года будет частным солнечным и произойдет при новолунии 29 марта, а фазы этого затмения будут наблюдаться на Европейской территории нашей страны, а также в Западной Сибири. Затмение будет видно в Северной Америке и акватории Атлантического океана. Максимальная фаза затмения составит 0,936 при общей продолжительности затмения около четырех часов. В нашей стране максимальная фаза затмения будет наблюдаться на Кольском полуострове и составит более 0,4. В С.-Петербурге максимальная фаза затмения составит около 0,2.

Третье затмение года будет полным лунным Оно произойдет при полнолунии 7 сентября. Это лунное затмение весьма благоприятно для наблюдений с территории нашей страны, т.к. большая часть жителей России и СНГ сможет увидеть все фазы затмения. Максимальная фаза затмения составит 1,368, а Луна пройдет через южную часть тени Земли достаточно близко к ее центру. Продолжительность полной фазы затмения составит немногим менее полутора часов. Общая продолжительность затмения составит около пяти с половиной часов.

Четвертое затмение 2021 года будет частным солнечным и произойдет в новолуние 21 сентября. Это затмение будет наблюдаться в разных фазах на территории Антарктиды, а также в акваториях Тихого и Атлантического океанов. Максимальная фаза затмения составит 0,854. Максимально закрытое Солнце увидят жители Новой Зеландии, некоторых островов тихоокеанского региона и в Антарктиде. Интересно, что затмение будет наблюдаться и на Южном полюсе. Общая продолжительность затмения составит около четырех с половиной часов.

Статьи (рекомендации к наблюдениям) о солнечных затмениях 2006 года и 2008 года, а также лунном затмении 2005 года наблюдавшиеся на территории России и стран СНГ.

ПЛАНЕТЫ

Видимость планет в 2025 году достаточно благоприятна. Меркурий в течение года достигнет 3 утренних (апрель, август, декабрь) и 3 вечерних (март, июль, октябрь) элонгаций, не отходя от Солнца более чем на 27 градусов.

Утренние элонгации Меркурия в 2025 году

Вечерние элонгации Меркурия в 2025 году

Для Венеры в 2025 году благоприятным временем для наблюдений будет весь год (10 января - максимальная вечерняя элонгация 47 градусов, а 1 июня - максимальная утренняя элонгация 46 градусов). Для Марса 2025 год - благоприятное время для наблюдений, особенно первая половина года, т.к. 16 января планета достигнет противостояния с Солнцем. Наилучшая видимость Юпитера (созвездия Тельца и Близнецов) относится к началу года, когда он находится недалеко от противостояния с Солнцем. Сатурн (созвездия Водолея и Рыб) также лучше всего виден в период противостояния (21 сентября). Уран (созвездия Овна и Тельца) и Нептун (созвездие Рыб) являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 21 ноября и 23 сентября.

Ежедневные эфемериды Солнца, Луны и планет на 2025 год Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из соединений планет друг с другом в 2025 году самым близким будет соединение Меркурия и Нептуна до 41 угловой минуты 16 апреля. Из других соединений (менее градуса) будут иметь место 3 явления (6 июля - Сатурн и Нептун, 12 августа - Венера и Юпитер и 25 ноября - Меркурий и Венера).

Среди покрытий Луной больших планет Солнечной системы в 2025 году: Меркурий покроется 1 раз (1 марта), Венера 1 раз (19 сентября) и Марс - 3 раза (9 февраля, 30 июня и 28 июля). Юпитер не покроется ни разу. Сатурн покроется Луной 2 раза (4 января и 1 февраля). Уран не покроется ни разу, а Нептун 2 раза (5 января и 1 февраля).

Из покрытий Луной ярких звезд в 2025 году покрытия звезды Антарес будут происходить ежемесячно, а в августе Антарес покроется два раза. Покрытия звезды Альдебаран (альфа Тельца) придется ждать до 18 августа 2033 года, покрытия звезды Регул (альфа Льва) произойдут 5 раз, начиная с 23 августа, а покрытия звезды Спика (альфа Девы) произойдут 13 раз (2 раза в июле).

Среди астероидов Веста станет самой яркой в этом году. Ее блеск в период противостояния 2 мая достигнет 5,6 m (созвездие Весов). Блеска 7,6 m 2 октября (противостояние) достигнет Церера (созвездие Кита). Сведения об этих других ярких астероидах публикуются ежемесячно в Календаре наблюдателя на http://www.astronet.ru/ .

Среди комет доступными для малых и средних телескопов будут небесные странницы: Tsuchinshan-ATLAS (C/2023 A3), P/Christensen (210P) и P/Schaumasse (24P), ожидаемый блеск которых составит около 10m и ярче. Следует отметить, что приведенный список может значительно меняться, ввиду открытия новых комет и увеличения блеска ожидаемых, а также потерь известных комет. Следите за обновлениями на Астронет в Календаре наблюдателя и Астрономической неделе.

Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут Квадрантиды, Ориониды и Леониды. Общий обзор метеорных потоков на сайте Международной Метеорной Организации http://www.imo.net

Сведения по покрытиям звезд астероидами в 2025 году имеются на сайте http://asteroidoccultation.com .

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

Атлас звездного неба (все небо со звездами до 6,5 звездной величины)

Источники изображений: сайт NASA и StarryNightBackyard 3.1.0

Помесячный календарь на 2016 - 2050 годы

Хочется надеяться, что АК_2025 послужит Вам надежным спутником при наблюдениях в течение года!

Тематические ссылки