Астрономический календарь на 2026 год Астрономический календарь на 2026 год
7.01.2016 17:01 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Этот календарь описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2026 году. Он содержит данные по Солнцу, Луне, большим планетам, кометам и астероидам, доступным для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даются описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках и т.п..

Астрономический календарь - справочник (1901 - 2100 годы)

Рекомендую также Астрономический календарь Сергея Гурьянова на 2026 год

Астрономический календарь Александра Кузнецова

Веб-версия иллюстрированного Астрономического календаря на месяц на сайте Метеовеб

Астрономический календарь на месяц на сайте "Небо над Братском"

ТАБЕЛЬ - КАЛЕНДАРЬ НА 2026 ГОД

КРАТКИЙ ОБЗОР ЯВЛЕНИЙ 2026 ГОДА.

ЗАТМЕНИЯ

Первое затмение 2026 года будет кольцеобразным солнечным и произойдет при новолунии 17 февраля, а фазы этого затмения будут наблюдаться в Южной Америке, Африке и акватории Атлантического океана. Максимальная фаза затмения составит 0,963 при общей продолжительности затмения около четырех с половиной часов. Кольцеобразная фаза будет наблюдаться в Антарктиде и акватории Атлантического океана. В нашей стране затмение наблюдаться не будет. Солнце и Луна во время затмения будут находиться в созвездии Водолея.

Второе затмение 2026 года будет полным лунным. Оно произойдет при полнолунии 3 марта, а его видимость распространится на восточную часть страны. Максимальная теневая фаза затмения составит 1,156, а Луна пройдет через южную часть тени Земли (близко к краю земной тени). Полное затмение будет длиться около часа. Общая продолжительность затмения составит около шести с половиной часов. Все фазы затмения будут наблюдаться в акватории Тихого океана, части Азии, Австралии и Северной Америки. В нашей стране затмение будет видимо в различных фазах в азиатской ее части, а все фазы увидят жители Приморья, Камчатки и Дальнего Востока. Луна во время затмения будет находиться в созвездии Льва.

Третье затмение 2026 года будет полным солнечным и произойдет в новолуние 12 августа. Это затмение будет наблюдаться в разных фазах на территории Европы, Африки и Северной Америки, а также в акваториях Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Максимальная фаза затмения составит 1,039. Максимально закрытое Солнце увидят жители Испании, Исландии и нашей страны. К сожалению, полоса полной фазы лишь краем заденет северо-восточную часть полуострова Таймыр. Общая продолжительность затмения составит около четырех с половиной часов. Солнце и Луна во время затмения будут находиться в созвездии Льва.

Четвертое затмение года будет частным лунным Оно произойдет при полнолунии 28 августа. Это лунное затмение неблагоприятно для наблюдений с территории нашей страны, т.к. лишь полутеневые и малые теневые фазы смогут увидеть жители Европейской ее части. Максимальная фаза затмения составит 0,935, а Луна пройдет через северную часть тени Земли. Продолжительность частной фазы затмения составит более трех с половиной часов, а общая продолжительность затмения - более пяти с половиной часов. Луна во время затмения будет находиться в созвездии Водолея.

Статьи (рекомендации к наблюдениям) о солнечных затмениях 2006 года и 2008 года, а также лунном затмении 2005 года наблюдавшиеся на территории России и стран СНГ.

ПЛАНЕТЫ

Видимость планет в 2026 году достаточно благоприятна. Меркурий в течение года достигнет 3 утренних (апрель, август, ноябрь) и 3 вечерних (февраль, июнь, октябрь) элонгаций, не отходя от Солнца более чем на 27 градусов.

Утренние элонгации Меркурия в 2026 году

Вечерние элонгации Меркурия в 2026 году

Для Венеры в 2026 году благоприятным временем для наблюдений будет вторая половина года (15 агуста - максимальная вечерняя элонгация 46 градусов, а 3 января 2027 года - максимальная утренняя элонгация 47 градусов). Для Марса благоприятное время для наблюдений - это вторая половина года. 9 января планета достигнет соединения с Солнцем, а затем видна до конца года. Наилучшая видимость Юпитера (созвездия Близнецов, Рака и Льва) относится к началу года (противостояние с Солнцем 10 января). Сатурн (созвездия Водолея, Рыб и Кита) также лучше всего виден в период противостояния (4 октября). Уран (созвездие Тельца) и Нептун (созвездие Рыб) являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 25 ноября и 26 сентября.

Ежедневные эфемериды Солнца, Луны и планет на 2026 год Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из соединений планет друг с другом в 2026 году самым близким будет соединение Венеры и Нептуна до 4 угловых минут 7 марта. Из других соединений (менее полградуса) будут иметь место 3 явления (13 апреля - Марс и Нептун, 20 апреля - Меркурий и Сатурн и 4 июля - Марс и Уран).

Среди покрытий Луной больших планет Солнечной системы в 2026 году: Меркурий покроется 1 раз (18 февраля), Венера - 3 раза (17 июня, 14 сентября и 7 ноября) и Марс - 3 раза (16 февраля, 5 октября, и 2 ноября). Юпитер покроется 5 раз (8 сентября, 6 октября, 2 ноября, 30 ноября и 27 декабря), а Сатурн, Уран и Нептун в этом году не покроются Луной ни разу.

Из покрытий Луной ярких звезд в 2026 году покрытия звезды Антарес будут происходить ежемесячно, а в мае Антарес покроется два раза. Покрытия звезды Альдебаран (альфа Тельца) придется ждать до 18 августа 2033 года, покрытия звезды Регул (альфа Льва) будут происходить ежемесячно, а в марте Регул покроется два раза. Покрытия звезды Спика (альфа Девы) придется ждать до 12 февраля 2031 года.

Среди астероидов Веста станет самой яркой в этом году. Ее блеск в период противостояния 13 октября достигнет 6,3m (созвездие Кита). Блеска 6,9m 31 декабря (противостояние 7 января 2027 года) достигнет Церера (созвездие Близнецов). Сведения об этих других ярких астероидах публикуются ежемесячно в Календаре наблюдателя на http://www.astronet.ru/ .

Среди комет доступными для малых и средних телескопов будут небесные странницы: P/Schaumasse (24P) и P/Hartley-IRAS (161P), ожидаемый блеск которых составит около 10m и ярче. Следует отметить, что приведенный список может значительно меняться, ввиду открытия новых комет и увеличения блеска ожидаемых, а также потерь известных комет. Следите за обновлениями на Астронет в Календаре наблюдателя и Астрономической неделе.

Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут Лириды, Персеиды и Дракониды. Общий обзор метеорных потоков на сайте Международной Метеорной Организации http://www.imo.net

Сведения по покрытиям звезд астероидами в 2026 году имеются на сайте http://asteroidoccultation.com .

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

Атлас звездного неба (все небо со звездами до 6,5 звездной величины)

Источники изображений: сайт NASA и StarryNightBackyard 3.1.0

Помесячный календарь на 2016 - 2050 годы

Хочется надеяться, что АК_2026 послужит Вам надежным спутником при наблюдениях в течение года!

Тематические ссылки