<< Титульный лист | Оглавление | Наиболее достоверные исторические сверхновые >>

Введение

Изучение наблюдений вспышек сверхновых в Галактике во многом является междисциплинарной задачей, сильно отличающейся от обычных научных исследований. Хорошо известно, что в нашей галактике не наблюдалось ни одной сверхновой с 1604 года, потому при изучении таких событий приходится опираться исключительно на наблюдения, проведенные невооруженным глазом. К счастью, астрономы прошлого зафиксировали несколько таких событий, наряду с другими появляющимися на некоторое время "звездами" - кометами и новыми. Как и следовало ожидать, качество этих ранних наблюдений неодинаково. В случае двух последних вспышек 1604 и 1572 годов европейские астрономы измеряли положения с достаточной точностью - примерно до 1 угловой минуты, а также внимательно следили за изменениями яркости. Качество же более ранних наблюдений существенно хуже. Тем не менее, положения еще трех сверхновых уверенно определяются по средневековым восточноазиатским записям.

В данной работе мы опишем имеющиеся исторические свидетельства о вспышках сверхновых в нашей Галактике за последние две тысячи лет. В число потенциальных сверхновых для дальнейшего изучения попадают преимущественно те звезды, которые были видимы как минимум три месяца. Это ограничение отсекает большинство новых и значительную долю комет. Более детальное обсуждение этих исторических сверхновых можно найти в работах [1] и [2].

В следующем разделе обсуждаются известные исторические свидетельства - из Восточной Азии, Европы и арабского мира - о наиболее подробно описанных сверхновых 1604, 1572, 1181, 1054 и 1006 годов. Затем рассматриваются другие кандидаты в сверхновые, произошедшие до 1000 года нашей эры и известные по китайским записям, а также ложные исторические сверхновые (в том числе обсуждается возможность того, что Флэмстид наблюдал в 1680 году сверхновую, породившую молодой остаток Cas A). В таблице 1 сведены вместе достоверные и вероятные вспышки, а также источники информации о них. Наконец, в последнем разделе обсуждаются дальнейшие направления изучения исторических сверхновых.

Таблица 1.Сводка исторических сверхновых и источников информации о них