Газе Вера Федоровна
29/12/1899 – 03/10/1954
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в Петербурге. В 1924 окончила Петроградский ун-т. В 1921-1926 работала в Астрономическом ин-те в Ленинграде, в 1926-1940 - в Пулковской обсерватории, в 1940-1954 - в Симеизском отделении Пулковской обсерватории, которое в 1945 вошло в состав Крымской астрофизической обсерватории АН СССР, в 1941-1945 - в Абастуманской астрофизической обсерватории.

Основные научные работы посвящены спектроскопии звезд и изучению диффузных эмиссионных туманностей. Обнаружила изменения в спектре γ Кассиопеи в момент образования оболочки вокруг звезды (в 1940). Совместно с Г. А. Шайном исследовала молекулярные спектры углеродных звезд (отождествление различных молекул, определение относительного содержания изотопов углерода). Принимала активное участие в изучении светлых диффузных туманностей, начатом в Симеизе в 1949. Открыла большое количество ранее не известных туманностей, выявила несколько новых типов диффузных эмиссионных образований. Совместно с Шайном выполнила многочисленные работы, посвященные структуре туманностей, оценке их масс, выяснению роли пыли и газа в туманностях. В Астрономическом ин-те занималась определением и улучшением элементов орбит малых планет, вычислением частных и абсолютные возмущений. Принимала участие в гравиметрической экспедиции Ин-та практической гравиметрии (1929) и экспедиции Пулковской обсерватории для наблюдения полного солнечного затмения (1936). Автор (совместно с Шайном) «Атласа диффузных газовых туманностей» (1952).