Марсден Брайен Джефри
(Marsden, Brian Geoffrey)

род. 05/08/1937
"Астрономы"

Американский астроном. Р. в Кембридже (Англия). В 1959 окончил Оксфордский ун-т. В 1959-1965 работал в обсерватории Йельского ун-та, с 1965 работает в Смитсоновской астрофизической обсерватории, одновременно с 1966 - в обсерватории Гарвардского колледжа. В настоящее время Гарвардская и Смитсоновская обсерватории объединены в Гарвардско-Смитсоновский центр астрофизики. С 1968 - также директор Центрального бюро астрономических телеграмм, с 1978 - также директор Центра малых планет.

Основные научные работы посвящены небесной механике и астрометрии. Первым в широких масштабах применил современные численные методы к исследованиям кометных орбит, что привело к значительному повышению точности в предвычислении появлений короткопериодических комет и к переоткрытию ряда утерянных комет. Провел первые систематические и массовые исследования негравитационных сил, действующих на кометы, и использовал полученные результаты для изучения физической природы комет, Осуществил наиболее полное исследование облака Оорта и распределения больших полуосей орбит долгопериодических комет. Является инициатором создания и автором периодически издаваемого каталога кометных орбит, содержащего сведения о всех кометах и их появлениях. Вышло в свет четыре издания этого каталога - в 1972, 1975, 1978, 1982; в каждом из них он лично перевычислил с высокой степенью точности большое число кометных орбит. Использовал современные методы для исследования движения малых планет, что привело к переоткрытию утерянной малой планеты Аполлон и ряда астероидов подобного типа, а также других утерянных объектов.

Президент Комиссии N 20 «Положения и движения малых планет, комет и спутников» Международного астрономического союза (1976-1979).

Медали им. Мерлина (1965), им. У. Гудейкра (1979) Британской астрономической ассоциации.