Гюйгенс Христиан
(Huygens, Christiaan)
Гюйгенс Христиан
14/04/1629 – 08/07/1695
"Астрономы"

Голландский физик, механик, математик и астроном. Р. в Гааге, в семье Константина Гюйгенса, всесторонне образованного политического деятеля, поэта и музыканта. В 1645-1649 учился в ун-тах Лейдена и Бреды. Научной работой начал заниматься еще в юности. Большое влияние на него оказали работы Архимеда, а также М. Мерсенна и Р. Декарта. Уже в 1651 был издан труд Гюйгенса «Теоремы о квадратуре гиперболы, эллипса и круга и центре тяжести их частей». В дальнейшем опубликовал много работ по различным отраслям математики и механики. Был автором одного из первых исследований (1657), заложивших основы теории вероятностей. В 1650-1655 занимался оптикой. Вместе с братом Константином изготовлял линзы и строил телескопы. 25 марта 1655 Гюйгенс при помощи построенного им 12-футового телескопа открыл спутник Сатурна (позднее названный Титаном) и определил период его обращения вокруг планеты - 16 сут 4 ч. Это открытие было описано в его работе «Наблюдение нового спутника Сатурна» (1656). Во второй половине 1655 совершил поездку в Париж, где познакомился с виднейшими представителями французской науки {П. Гассенди, И. Буйо и др.). По возвращении в Гаагу Гюйгенс изготовил 24-футовый телескоп, с помощью которого ему удалось ясно увидеть кольцо Сатурна. В книге о спутнике Сатурна Гюйгенс зашифровал в виде анаграммы сообщение, что Сатурн окружен тонким плоским кольцом, которое нигде не соприкасается с планетой и наклонно к эклиптике. Это открытие, обнародованное в 1659, было подтверждением учения Н. Коперника и вызвало злобную критику со стороны его противников.

Гюйгенс внес много усовершенствований в технику изготовления и испытания линз и в практику астрономических наблюдений. Пользуясь хорошим телескопом, открыл полярные шапки Марса, полосы на Юпитере. В 1657 изобрел маятниковые часы с механизмом спуска, благодаря которому колебания маятника не затухали. В 1663 стал иностранным членом Лондонского королевского об-ва. В 1666 Гюйгенс был приглашен в Париж в качестве члена только что основанной Парижской АН. В Париже почти безвыездно прожил 16 лет. Принимал участие в создании Парижской обсерватории, построенной в 1672. В 1673 была опубликована книга Гюйгенса «Маятниковые часы», где подведены итоги его двадцатилетней экспериментальной и теоретической работы по проблеме измерения времени при помощи часов, а также дано решение многих математических задач (таутохронность движения по циклоиде, теория эволют плоских кривых и др.).

В 1680 Гюйгенс работал над «планетной машиной», которая должна была при помощи механических приспособлений моделировать движения всех тел Солнечной системы. В связи с этим им была разработана математическая теория цепных (непрерывных) дробей. В 1681 возвратился на родину. В 1681-1687 изготовил объективы с очень большими фокусными расстояниями (37, 52, 64 м). Эти объективы укреплялись на высоких столбах, снабженных специальными кронштейнами, и благодаря ряду приспособлений с помощью шнура устанавливались в требуемое положение. Труба телескопа отсутствовала, наблюдатель, находящийся внизу, «ловил» изображение и рассматривал его в окуляр. Гюйгенс изобрел окуляр (носящий его имя), который состоит из двух плосковыпуклых линз, обращенных выпуклостью к объективу. В книге «Трактат о свете» (1690, рус. пер. 1935) подвел итог своим работам по оптике и развил волновую теорию света, в частности выдвинул принцип, носящий его имя. В последнем из написанных им трактатов «Космотеорос» (1698) защищал идею о множественности обитаемых миров. Русский перевод «Космотеороса» был сделан в 1717 г. по приказу Петра I. Был близок к открытию закона всемирного тяготения, считал, что частицы притягиваются к центру Земли с силой, зависящей от расстояния от центра. Первый пришел к выводу, что Земля сжата у полюсов и высказал идею об измерении ускорения силы тяжести с помощью секундного маятника.

Работы Гюйгенса собраны в 22-томном Полном собрании сочинений, изданном в 1888-1950. Астрономии посвящены 15-й и 21-й тома. [28, 116, 175]