Джой Альфред Хэррисон
(Joy, Alfred Harrison)

23/09/1882 – 18/04/1973
"Астрономы"

Американский астроном, член Национальной АН США (1944). Р. в Гринвилле (шт. Иллинойс). В 1903 окончил Гринвилльский, в 1904 - Оберлинский колледжи. В 1904-1914 преподавал в Американском ун-те в Бейруте (Ливан), в 1914-1915 работал в Йеркской обсерватории, с 1915 - в обсерватории Маунт-Вилсон. Уйдя в отставку в 1948, продолжал исследовательскую работу в Маунт-Вилсоне до самой смерти. В 1949-1952 также преподавал в Калифорнийском технологическом ин-те.

Основные научные работы посвящены спектральному изучению звезд. Участвовал в выполнении обширных программ обсерватории Маунт-Вилсон по определению спектральных параллаксов 7000 звезд и по измерению лучевых скоростей свыше 5000 звезд. Использовал полученные им лучевые скорости 106 цефеид для проверки теории вращения Галактики и уточнения некоторых параметров ее структуры. Определил с большой точностью среднюю величину межзвездного поглощения, направление на центр Галактики, расстояние до Солнца от центра Галактики и постоянную Оорта. Особенно важны выполненные им спектральные исследования нестационарных звезд. В 1920 открыл у Миры Кита близкий слабый спутник. Обнаружил газовое кольцо вокруг затменной двойной RW Тельца. Обнаружил, что две звезды типа U Близнецов - AE Водолея и SS Лебедя являются тесными двойными с очень короткими периодами (17 и 7 ч соответственно). Впоследствии факт тесной двойственности звезд этого типа послужил ключом к пониманию их нестационарности. Джой впервые получил спектральные и многие фотометрические характеристики звезд типа T Тельца и других звезд с эмиссионными линиями, связанных с темной диффузной материей; выполнил детальные исследования спектров переменных звезд в шаровых скоплениях, карликов класса M. Показал, что звезды типа RV Тельца разделяются на две группы - с большими и малыми пространственными скоростями. В 1904 принимал участие в работе экспедиции Ликской обсерватории в Асуане (Египет) по наблюдению полного солнечного затмения.

Президент Тихоокеанского астрономического об-ва (1931, 1939).

Медаль им. К. Брюс Тихоокеанского астрономического об-ва (1950).