Сытинская Надежда Николаевна

07/03/1906 – 04/07/1974
"Астрономы"

Советский астроном. Жена В. В. Шаронова. Р. в Таллине. Окончила Ленинградский ун-т. Затем работала научным сотрудником Ташкентской обсерватории. С 1930 до конца жизни - научный сотрудник обсерватории Ленинградского ун-та (с 1951 - профессор).

Основные научные работы посвящены исследованиям планет и метеоров. На основании наблюдений метеорного дождя Драконид (1933, 1946) получила оценки плотности и определила структуру роя. В 1930-1940 разработала методику фотографической фотометрии метеоров на основе наблюдений из двух пунктов с использованием обтюратора, применила ее к обработке наблюдений, создала метод оценки масс метеорных тел. Развила и усовершенствовала ряд методов фотографической фотометрии, применив их к исследованию различных небесных тел, главным образом Луны и Марса. Дала оценки оптических параметров атмосферы Марса и атмосферного давления на поверхности планеты (20 мбар), впоследствии подтвержденные наблюдениями с автоматических межпланетных станций. В 1946 ввела понятие о «факторе гладкости», определяющем степень шероховатости поверхности планеты, исследовала визуальную отражательную способность различных лунных объектов, сравнив их с земными породами и метеоритами. Изучив вопрос о влиянии ударов и взрывов метеоритов на структуру лунной поверхности, сформулировала «метеорно-шлаковую» теорию строения наружного покрова Луны, объяснив образование реголита дроблением, частичным расплавлением и спеканием лунных пород. Впоследствии именно эта теория была подтверждена при посадке на лунную поверхность советской автоматической станции «Луна-9» и других аппаратов. Автор книг «Абсолютная фотометрия протяженных небесных объектов» (1948), «Природа Луны» (1959) и др.