Томбо Клайд Уильям
(Tombaugh, Clyde William)

04/02/1906 – 17/01/1997
"Астрономы"

Американский астроном. Р. в Стриторе (шт. Иллинойс). Начал заниматься астрономией как любитель, делал зарисовки Луны, планет и их спутников с помощью построенного им самим 9-дюймового телескопа. В 1929 был приглашен в Ловелловскую обсерваторию (Флагстафф, шт. Аризона) для выполнения программы поисков транснептуновой планеты, организованных П. Ло-веллом. В 1932 поступил в Канзасский ун-т, который окончил в 1936. Продолжал работать в Ловелловской обсерватории до 1943. В 1943-1945 преподавал в Аризонском колледже во Флагстаффе, в 1945-1946 - в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. С 1946 работал в Абердинской баллистической лаборатории в Лас-Крусесе (шт. Нью-Мексико), с 1955 - также в ун-те шт. Нью-Мексико (с 1965 - профессор, с 1973 - почетный профессор).

В феврале 1930 открыл девятую планету Солнечной системы, названную Плутоном (официальное сообщение об открытии было сделано 13 марта 1930). Приблизительное положение планеты на небе было рассчитано Ловеллом в 1905-1915. Для ее поиска в Ловелловской обсерватории в 1929 был установлен 13-дюймовый фотографический рефрактор, с помощью которого Томбо и обнаружил новую планету. Затем он продолжал поиски возможных новых далеких планет в Солнечной системе, новых спутников планет. Всего Томбо исследовал около 90 млн. звездных изображений. В ходе выполнения этой программы нашел новую комету, сотни новых астероидов, много переменных звезд; провел исследование по пространственному распределению галактик.

Медаль им. X. Джэксон-Гуилт Лондонского королевского астрономического об-ва (1931). [154]