Зонн Влодзимеж
(Zonn, Włodzimierz)

14/11/1905 – 28/02/1975
"Астрономы"

Польский астроном. Р. в Вильно (ныне Вильнюс, ЛитССР). В 1931 окончил Вильнюсский ун-т. До 1938 работал в обсерватории этого ун-та, в 1938-1939 - в обсерватории Варшавского ун-та на горе Поп-Иван (Карпаты). Во время второй мировой войны был призван в армию, попал в плен и был интернирован. Вернувшись в Варшаву в 1945, возобновил работу в Варшавском ун-те (преподавал астрономию, с 1953 заведовал кафедрой астрономии, с 1962 - профессор, с 1950 - директор обсерватории ун-та).

Научные работы посвящены астрофотометрии и звездной астрономии. Выполнил ряд исследований по фотографической фотометрии переменных звезд, главным образом цефеид и затменных. Детально изучил затменную систему CO Ящерицы, определил эксцентриситет орбиты и фотометрические параметры системы, открыл смещение линии апсид. Изучал изменения блеска астероида Эрос. Получил серию спектрограмм цефеиды δ Цефея и выполнил анализ изменений ее лучевой скорости. На основании подсчета галактик по каталогу Э. Б. Хольмберга оценил долю двойных и кратных галактик в Метагалактике, исследовал движения в сферических скоплениях галактик и показал нестабильность некоторых из этих систем. В 1936 участвовал в экспедиции в Грецию для наблюдения полного солнечного затмения. Автор учебников по общей астрономии (1946) и общей астрофизике (1955), монографии «Звездная астрономия» (совместно с К. Рудницким, 1957; рус. пер. 1959), научно-популярной книги «Галактики и квазары» (1975, рус. пер. 1978).

Председатель Астрономического комитета Польской АН (1962-1972).

Неоднократно избирался президентом Польского астрономического об-ва. [91]