Чеботарев Глеб Александрович

01/08/1913 – 04/08/1975
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в Ленинграде. В 1937 окончил Ленинградский ун-т, затем аспирантуру при кафедре небесной механики под руководством М. Ф. Субботина. В 1940-1942 - доцент кафедры астрономии и механики Томского унта. С 1943 работал в Ин-те теоретической астрономии АН СССР в Ленинграде (с 1964 - директор). Одновременно в 1951-1960 исполнял обязанности зам. директора, а затем директора Библиотеки АН СССР. Профессор с 1954.

Основные научные работы относятся к небесной механике. В 1950-1951 разработал новую эффективную методику изучения движения характеристических малых планет, основанную на использовании периодических орбит задачи трех тел в качестве промежуточных. По этой методике построил аналитические теории движения малых планет групп Гестии и Гильды, к которым классические методы небесной механики не могли быть применены. В 1957 выполнил работу, в которой впервые дал пример симметрической траектории облета Луны ракетой с возвращением на Землю без затраты горючего в пути. Первый запуск ракеты по облетной траектории вокруг Луны был осуществлен в 1959 в СССР. В 1962-1965 разработал новую теорию движения искусственных спутников Земли для случая почти круговых орбит, устраняющую погрешности, которые возникали при использовании более ранних теорий, не приспособленных для случая малых эксцентриситетов. С 1953 вел исследования, связанные с изучением особенностей движений малых тел Солнечной системы. В 1961-1968 проследил эволюцию орбит спутников больших планет в рамках задачи трех тел и установил, что обратные движения спутников более устойчивы (дольше существуют), чем прямые. Этот вывод имеет большое значение для космогонии, так как облегчает решение проблемы обратных спутников планет. В 1971 впервые оценил теоретические размеры Солнечной системы на основании исследования влияния притяжения Галактики и близких звезд на орбиты комет из «облака Оорта». В 1958-1975 изучил эволюцию орбит ряда астероидов, выполнил обширные исследования по статистике малых планет, обнаружил ряд новых особенностей строения кольца астероидов, подверг проверке гипотезу о происхождении кольца астероидов в результате столкновения более крупных первичных тел. Автор монографии «Аналитические и численные методы небесной механики» (1965), соавтор монографии «Малые планеты» (1973).

Президент Комиссии N 20 «Малые планеты, кометы и спутники» Международного астрономического союза (1967-1970), председатель Рабочей группы по малым телам Солнечной системы Астрономического совета АН СССР (1971--1975). [62]