На первую страницу Литература и астрономия
<<Предыдущая Содержание Следующая>>

ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ УВЕЛИЧИВАЕТ СКОРОСТЬ СВЕТА

В печати уже критиковалась, хотя и робко, философская концепция в романе Ч. Айтматова "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") при разработке космического плана произведения. Но философская концепция - право автора. А вот научное обоснование космических глав в романе не выдерживает никакой критики, даже в научно-фантастическом плане. Приведу только два примера.

1. "На другом конце планеты, в Неваде, поднялся с космодрома американский корабль... только с обратным ходом обращения" (См. "Роман-газета", 1982. № 3, стр. 9). Советский космический корабль запущен в романе в восточном направлении, следовательно, американский корабль поднялся в космос против вращения Земли. Но, чтобы преодолеть инерцию вращения Земли, потребуется большое количество дополнительного топлива. Так космические корабли не запускаются, и не будут запускаться в будущем, потому что это не рационально. Только в научных целях запускаются спутники на полярные орбиты, потому что спутник гораздо легче корабля. Выгоднее запускать космические объекты в восточных направлениях, используя инерцию вращения Земли. И американским ученым-космонавтам в романе Ч. Айтматова легче и выгоднее было стартовать в восточном направлении.

2. Жители планеты Лесная Грудь, находящейся в соседней галактике, объяснили землянам, что их летательный аппарат, "имеющий скорость света, достигнет нашей орбитальной станции за двадцать шесть-двадцать семь часов" (см. там же, стр. 19). Но чтобы долететь со скоростью света даже до ближайшей звезды в нашей Галактике, потребуется целых четыре года, а чтобы пролететь с этой же скоростью только третью часть нашей Галактики, понадобится около тридцати тысяч лет. На преодоление пространства со скоростью света между нашей и ближайшей к нам галактикой потребуется около двух миллионов лет! Да еще лесногрудцам надо пролететь часть своей галактики.

Хочется отметить еще и ошибку Ч. Айтматова, связанную со скоростью распространения радиоволн. Скорость радиоволн равна скорости света, а космонавты Земли общаются с лесногрудцами с помощью радиосигналов моментально, как будто они разговаривают на Земле с соседним городом. Есть в романе и другие, более мелкие научные неточности.

<<Предыдущая Содержание Следующая>>