На первую страницу Литература и астрономия
<<Предыдущая Содержание Следующая>>

ПРИЧЕМ ТУТ КОСМОС?

После возвращения Юрия Гагарина из космоса и его рассказов о голубом ореоле Земли кто-то первый, оставшийся неизвестным, вообразил, что М. Ю. Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" описывает вид нашей планеты из космоса. Эта "гипотеза" быстро распространилась по стране сначала устно, а потом стала проникать и в печать.

"Пророчества удаются поэтам. Наш советский человек взлетел в космос и увидел, что Земля, как у Лермонтова, действительно окружена голубым “сиянием", - писал, например, Василий Федоров в статье "М. Ю. Лермонтов" (Сб. "Наше время такое", М., изд. "Современник", 1973, стр. 65).

А Владимир Чивилихин в романе-эссе "Память" утверждает: "Вспомним попутно и знаменитое лермонтовское "Выхожу один я на дорогу" и поразительные его строки в этом стихотворении:

В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом...

Как он узнал, что Земля оттуда (выделено В. Чивилихиным) видится в голубом сиянье?" (Собр. соч. в 4-х т. Том 3-й, М., изд. "Современник", 1985. стр. 434).

Все это грубая натяжка. М. Ю. Лермонтов описывал вид ночного неба с земли и пишет слово "земля" с маленькой буквы. Между тем, уже в лермонтовское время это слово в смысле "планета" писалось с большой буквы.

Цвет ночного неба меняется и приобретает различные оттенки в зависимости от многих причин: состояния атмосферы, облачности, рельефа местности, фаз Луны. Эту особенность ночного небосвода подмечали и очень точно описывали многие наблюдательные писатели. Вспомним, хотя бы, описание ночного неба в стихотворении Н. А. Некрасова "Рыцарь на час" (Полн. собр. соч. в 15-ти т. Том 2-й, Л., изд. "Наука", 1981, стр. 135):

Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой.
И господствуют в небе цвета:
Голубой, беловатый, лиловый.

Между прочим, голубой ореол покрывает не всю Землю - он опоясывает ее тонким кольцом только по линии терминатора, то есть по линии, которая является границей дня и ночи. Космонавт наблюдает голубой ореол только тогда, когда его корабль выходит из полосы ночи в полосу дня или же входит из полосы дня в полосу ночи. Следовательно, "голубое сиянье" в космосе характерно не для ночи, а для рассвета и заката, точнее, для космических зорь. Над ночной стороной Земли в небе царит черная тьма.

<<Предыдущая Содержание Следующая>>