<< Титульный лист | Оглавление | 2. Новые данные о >>

1. Введение

Наше представление о строении и составе Солнечной системы существенно изменилось с появлением новой наблюдательной техники в астрономии. Введение в строй наземных телескопов с диаметром объектива порядка 10 м типа телескопа Кека, успешная эксплуатация космического телескопа имени Хаббла, а также проведение удачных миссий космических аппаратов к большим планетам привели к значительным открытиям.

Как известно, Солнечная система содержит девять больших планет. Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Сейчас дискутируется вопрос о том, является ли Плутон большой планетой либо он представляет собой самый крупный объект из множества тел за орбитой Нептуна. Пока Международный Астрономический Союз (МАС) предлагает оставить статус Плутона как большой планеты без изменения. Все планеты, кроме Плутона, движутся по почти круговым орбитам в одной плоскости - плоскости эклиптики. Между орбитами Марса и Юпитера находится Главный пояс астероидов. У внешних планет-гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна открыто огромное количество малых спутников. Это заставляет предположить, что пространство вокруг этих газовых гигантов богато каменными телами, и прогресс в технике наблюдений приведет к новым открытиям более мелких спутников. У Юпитера открыты тела километрового размера, причем количество этих тел может достигать нескольких сотен. У Сатурна, Урана и Нептуна также обнаружены новые далекие внешние спутники, которые могут являться захваченными астероидами.

Современные наблюдения показали новое распределение малых тел в Солнечной системе, значительные популяции за пределами Главного астероидного пояса. Открыт второй астероидный пояс - пояс Койпера, находящийся за орбитой Нептуна и по массе далеко превосходящий Главный астероидный пояс. Значительными являются семейство троянцев на орбите Юпитера, а также популяция околоземных астероидов. На вытянутых орбитах, пересекающих орбиты больших планет, обнаружено большое количество объектов, так называемых Кентавров, которые имеют некоторые свойства астероидов, а по другим характеристикам напоминают кометы. Актуальной становится проблема их долговременной эволюции.

Существование двух значительных популяций малых тел на орбите Юпитера, называемых троянцами и находящихся в лагранжевых устойчивых точках либрации ограниченной задачи трех тел, заставило наблюдателей искать подобные семейства у других планет. Сначала они были обнаружены у Марса, теперь открыт первый троянец у Нептуна.

Впервые открыты спутники малых планет, а также двойные астероиды. Оказалось, что значительную часть всей популяции астероидов, примерно 16 %, составляют двойные системы малых тел. Необычные компаньоны Земли, а именно малые тела, движущиеся в резонансе с движением Земли, также являются открытием последних лет.

Кроме долгопериодических и короткопериодических комет в отдельные группы выделяются популяции комет, падающие на Солнце, а также потенциально опасные для Земли кометы. Изучается вопрос о происхождении и связи между кометами, астероидами и спутниками планет.

<< Титульный лист | Оглавление | 2. Новые данные о >>