Девять планет

Научно-исследовательские Межпланетные Станции

Данный список включает в себя только некоторые аппараты, внесшие наибольший вклад в изучение планет. Он далек от полного (подробнее смотри ниже). Многие материалы были взяты из sci.space FAQ.

Прошлые миссии

Луна 2 Столкнулась с поверхностью Луны 1959 год (СССР)

Луна 3 Первые фотографии обратной стороны Луны 1959 год (СССР)

Маринер 2 Первая удачная попытка полета к Венере в декабре 1962 года. Он сообщил о том, что Венера очень горячий (800 градусов по Фаренгейту, сегодняшнее значение - 900 градусов по Фаренгейту) мир с плотной облачной атмосферой, состоящей, в основном, из углекислого газа.
(дополнительная информации из космических ссылок NASA )

Маринер 3 Стартовал 5 ноября 1964 года, был потерян когда его защитный кожух не был сброшен после выхода в межпланетное пространство. Лишившись возможности получать энергию от своих солнечных батарей, аппарат скоро перестал подавать признаки жизни и теперь находится на околосолнечной орбите. Он предназначался для пролета около Марса вместе с Маринером 4.

Маринер 4 Повторение попытки Маринер 3, достиг Марса в 1965 году и получил первые изображения марсианской поверхности с близкого расстояния (всего 22) во время полета над планетой. Он нашел покрытый кратерами мир со значительно более тонкой, чем предполагали раньше, атмосферой. Анализ данных этого первого полета показал, что Марс это "Мертвый мир" как в геологическом, так и в биологическом смысле.

Маринер 9 Маринер 9 - повторение миссии Маринер 8, который потерпел аварию при старте, стал первым космическим аппаратом вышедшем на орбиту Марса в 1971 году. Переданная им информация о Красной Планете была уникальна, так как ни один космический аппарат до этого не передавал изображения огромных вулканов на марсианской поверхности, а так же гигантских систем каньонов и следов того, что когда-то по его поверхности текли потоки воды. В этой экспедиции впервые были получены изображения с близкого расстояния двух маленьких марсианских лун, Фобоса и Деймоса.

программа Аполлон (Apollo) 6 стартов на Луну и 6 успешных возвращений 1969-1972 годах. (Седьмой старт, Аполлона 18, был отменен по политическим причинам.)

(См. также "домашнюю страницу" Аполлона и Миссии Аполлонов.)
Луна 16 Успешное возвращение автоматической станции с Луны с образцами грунта в 1970 году (СССР)

Пионер 10 и Пионер 11 Пионер 10 был первым космическим аппаратом, предназначенным для полета к Юпитеру в 1973 году. Пионер 11 последовал за ним в 1974, и затем продолжил свою миссию, став первым космическим аппаратом изучившим Сатурн в 1979. Пионеры были разработаны, для того, чтобы проверить способность космических кораблей пересекать пояс астероидов и магнитосферу Юпитера. Пояс астероидов был пройден без особых проблем, но корабли были практически "зажарены" ионами захваченными в магнитным полем Юпитера. Эта информация во многом обеспечила успех последующей миссии Вояджеров.

Система энергопитания на Пионере 11 мертва. Последний сеанс связи с кораблем состоялся в ноябре 1995 года. Пионер 10 все еще функционирует (едва-едва), но регулярные контакты с ним прекращены в связи с сокращением финансирования. Дата последнего послания полученного с него - 31 марта 1997 года. Они летят в межзвездное пространство - первые космические аппараты сделавшие это.

Как первые аппараты покинувшие Солнечную систему, Пионер 10 и 11 несут на себе графическое сообщения выгравированных на золотых пластинах размером 15x23 см, прикрепленных к корпусам кораблей.

(Домашняя страница проекта Пионер, информации о Пионер 10 и Пионер 11 из космических ссылок NASA и текущий статус проекта из NASA Ames.)

Маринер 10 Использовал гравитационное поле Венеры для торможения при полете к Меркурию в 1974 году. Аппарат передал на Землю ультрафиолетовые изображения венерианской атмосферы с близкого расстояния, что позволило увидеть невидимые ранее детали в облаках, а также то, что весь комплекс облаков совершает оборот вокруг планеты за четыре земных дня. Маринер 10, в конечном счете, совершил три пролета около Меркурия за период с 1974 по 1975, прежде чем исчерпал запас газа для двигателей. Он показал Меркурий как обильно покрытый кратерами мир с массой намного большей, чем предполагалось. Это указывало на наличие у Меркурия железного ядра, которое составляет более 75 процентов массы планеты.

(Еще информация из JPL и опять из JPL.)

Венера 7 Первый космический аппарат передавший данные с поверхности другой планеты (Венеры) в 1970 году.

Венера 9 Мягкая посадка на Венеру, передача изображения поверхности в 1975 году (СССР). Это был первый космический аппарат совершивший мягкую посадку на поверхность другой планеты.

Пионер Венера 1978 год; выход на орбиту и запуск четырех атмосферных зондов; создал первую высококачественную карту поверхности Венеры.

(Еще информация из космических ссылок NASA и NSSDC. Учебное пособие из UCLA.)

Викинг 1 Викинг 1 стартовал с мыса Канаверал, Флорида 20-ого августа 1975 года с помощью ракетоносителя TITAN 3E-CENTAUR D1. Аппарат вышел на Марсианскую орбиту 19 июня 1976 года и произвел посадку на западном склоне Chryse Planitia 20 июля 1976 года. И вскоре он начал запрограммированный поиск марсианских микроорганизмов (до сих пор не утихают дебаты по вопросу найдена ли жизнь на Марсе или нет) и послал на Землю невероятные цветные панорамы окружающей его местности. Одной из неожиданностей для ученых стал розовый, а не темно-синий, как думали ранее, цвет неба (в розовый цвет марсианские небеса окрашиваются благодаря отражению солнечных лучей от красноватых частиц пыли в тонкой атмосфере). Спускаемый аппарат оказался среди полей красного песка и валунов простирающихся настолько, насколько могли видеть его камеры.
Викинг 2 Викинг 2 стартовал 9 сентября 1975 года и вышел на Марсианскую орбиту 7 августа 1976. Посадка произошла 3 сентября 1976 года в районе Utopia Planitia. Он выполнял, по существу, те же самые задачи, что и его предшественник, за исключением того, что его сейсмометр работал и зафиксировал одно марсотрясение.

Последняя и заключительная передача данных от посадочного аппарата Викинга 1 произошла 11 ноября 1982. Диспетчеры в JPL безуспешно пытались возобновить связь со спускаемым аппаратом шесть с половиной месяцев. Вся миссия завершилась 21 мая 1983 года.

Интересная заметна на полях: Спускаемому аппарату Викинга был назван присвоено имя Томаса А. Мутча, в честь последнего начальника команды по получению изображений со спускаемого аппарата. Мемориальная доска будет храниться в национальном аэрокосмическом музее в Вашингтоне до тех пор, пока ее не доставят к спускаемому аппарату во время последующих экспедиций.

(Еще информация (pdf) и web страница из JPL.)

Вояджер 1 Вояджер 1 (изображение вверху страницы) стартовал 5 сентября 1977 года и подлетел к Юпитеру 5 марта 1979 года, а к Сатурну 13 ноября 1980. Вояджер 2 стартовал 20 августа 1977 (перед Вояджером 1!) и достиг к Юпитера 7 августа 1979, Сатурна - 26 августа 1981, Урана - 24-ого Января 1986, а Нептуна - 8-ого августа 1989. Вояджер 2 воспользовался редким, происходящим раз в 189 лет, расположением планет для своего путешествия от планеты к планете. Вояджер 1 мог, в принципе, направится к Плутону, но в JPL было решено, что Титана будет достаточно.

За время этих двух экспедиций наши знания о четырех планетах-гигантах, их спутниках и их кольцах выросли в огромное число раз. Вояджеры 1 и 2 открыли, что у Юпитера очень сложная атмосферная динамика с молниями и полярными сияниями. Было открыто три новых спутника. Двумя главными неожиданностями стали кольца вокруг Юпитера и вулканическая активность на поверхности Ио, вулканы которого сильно взаимодействовали с Юпитерианской магнитосферой.

Когда обе экспедиции достигли Сатурна, то обнаружили, что кольца состоят из более чем тысячи тонких колечек; были открыты 7 новых спутников, включая предсказанные спутники-пастухи, которые поддерживают стабильность колец. Погода на Сатурне была гораздо более спокойной, чем на Юпитере: мощные струйные потоки со слабой переменностью (известен 33-летний цикл большое белого пятна и полос). Атмосфера Титана была непрозрачна. Вид Мимаса был просто потрясающим: один огромный ударный кратер сделал его лицо похожим на "Звезду Смерти". Большим сюрпризом явилось наличие странных деталей в структуре колец. Переплетения тонких колец, петли и "спицы" были и неожиданными, и труднообъяснимыми.

Вояджер 2 Вояджер 2, благодаря героическим усилиям инженеров и программистов смог продолжить свой путь к Урану и Нептуну. На изображениях Уран оказался почти одноцветным. Одной из странностей Урана оказалось то, что его магнитная ось не проходит через центр планеты, из-за чего он окружен магнитосферой странной формы. На Ариэле были найдены ледяные каналы, а на Миранде -- причудливая мозаика разнообразных ландшафтов. Были открыты 10 спутников и еще одно кольцо.

В отличие от Урана, погода на Нептуне была довольно активна, включая различные особенности в облачном слое. Кольцевые дуги вокруг планеты оказались яркой частями одного из колец. Были обнаружены еще два кольца и 6 спутников. Как выяснилось, магнитная ось Нептуна также не проходит через центр планеты. На Тритоне, который на снимках походил на дыню, были найдены гейзеры. (Какая жидкость извергается в них при 38 K?)

Если не произойдет никаких непредвиденных неисправностей, мы сможем поддерживать связь с обоими кораблями по крайней мере до 2030 года. Оба Вояджера имеют достаточно топлива -- Вояджеру 1 его хватит до 2040 года, а Вояджеру 2 - до 2034. Ограничение по времени накладывает источник электроэнергии (радиоизотопный тепловой генератор). Его мощность постепенно падает. К 2000 году ее перестанет хватать для работы ультрафиолетового спектрометр. К 2010, мощность понизится настолько, что некоторые приборы для исследования полей и частиц будут включаться лишь время от времени. При включении какого-нибудь из анализаторов полей и частиц остальные приборы придется отключать. В таком режиме аппарат сможет проработать следующие 10 лет, а далее энергии может уже не хватить для того, чтобы поддерживать космический аппарат в рабочем состоянии.

(Смотрите, также, домашнюю страницу проекта Вояджер из JPL, другие хорошие "домашние страницы" в NSSDC, подборка фактов и web страница из JPL, информация из NASA/ARC.)

Вега Международный проект ВЕНЕРА-ГАЛЛЕЙ, стартовал в 1984 и содержал аппарат для запуска на орбиту Венере и модуль для пролета рядом с Кометой Галлея.

(Смотри, также, домашнюю страницу Экспедиции Вега.)

Фобос Два космических аппарата были запущены в СССР в 1988. Первый аппарат вышел из строя и сошел с траектории. Второй достиг Марса и успел передать на Землю несколько изображений, прежде чем также вышел из строя.

(Смотри домашнюю страницу Миссии Фобос.)

Джотто Джотто был запущен Европейским Космическим Агенством при помощи ракетоносителя Ариан-1 2 июля 1985 года и прошел на расстоянии 540$\pm$40 км от ядра Кометы Галлея 13 марта 1986 года. Космический аппарат нес на себе 10 инструментов, включая многоцветную камеру, и передал данные незадолго до момента прохождения самой близкой точки, когда контакт с аппаратом прервался на некоторое время. Джотто был серьезно поврежден столкнувшимися с кораблем быстрыми частицами пыли и находился некоторое время в нерабочем состоянии.

В апреле 1990, Джотто был вновь активирован. 3 инструмента были полностью исправны, 4 были повреждены, но пригодны к работе, а остальные, включая камеру, не работали. 2 июля 1990 года, Джотто прошел рядом с Землей и направился на успешную встречу с кометой Григга-Скжеллерапа, которая состоялась 10 июля 1992 года.

(Еще информация из NSSDC.)

Клементина Объединенная миссия Баллистической Организации Ракетной Безопасности (сокращенно SDIO) и NASA для проверки в полете сенсоров разработанных Лоуренсом Ливермором для BMDO. Космический аппарат, построенный Военно-Морской Исследовательской Лабораторией, был запущен 25 января 1994 года на орбиту Луны для двухмесячного картографирования ее поверхности. Среди бортовых инструментов были камера для съемок в ультрафиолете и среднем-инфракрасном диапазонах, а также строящий изображение лидар, который также позволил получить альтиметрические данные для средних широт Луны. В начале мая космический 1994 года аппарат был уведен с лунной орбиты для того, чтобы пролететь вблизи астероида 1620 Географос, но неисправность не позволила это сделать.

Наземные диспетчеры восстановили контроль над кораблем и дальнейшая программа его использования сейчас рассматривается.

(Дополнительную информацию можно найти на странице миссии Клементина в USGS, а также на странице проекта Клементина в NASA PDS и сайте Миссия Клементина в LPI.)

Марс Обсервер (Mars Observer) Орбитальный аппарат нес на себе камеру с разрешением 1.5 м/пиксель. Был запущен 25 сентября 1992 года при помощи ракетоносителя Titan III/TOS . Контакт с кораблем был потерян 21 августа 1993 года. Когда готовился данный материал корабль уже был сброшен со счетов (смотри анализ отказа). Экспедиция Марс Глобал Сервейор (Mars Global Surveyor), которая должна провести многие научные эксперименты Марс Обсервера, стартовала в ноябре 1996 года.
Магеллан Запущен в мае 1989 года. Магеллан произвел картографирование 98% поверхности Венеры с разрешением лучше чем 300 метров и получил полная карта гравитационного поля 95% планеты. Недавно Магеллан выполнил 80-дневную программу по атмосферному торможению для того, чтобы сделать свою орбиту вокруг Венеры более низкой и круглой. Магеллан полностью выполнил возложенную на него задачу по созданию радиокарты и сбора гравитационных данных. Осенью 1994 года, перед тем, как должны быль выйти из строя солнечные батареи аппарата, Магеллан был сознательно отправлен в атмосферу Венеры для того, чтобы изучить процесс торможения аппарата в ее атмосфере. Этот опыт пригодится в последующих экспедициях для экономии топлива.

(Еще информация (pdf), web страница, другая web страницы из JPL, подборка данных из NSSDC.)

Марс 96 Большой орбитальный аппарат ранее известный как Марс 94. Аппарат потерпел катастрофу 17 ноября 1996 года. (Некоторое время Марс 96 назывался Марс 98, но после это название отменили.)

(Дополнительная информации из MSSS и из из ИКИ (Россия).)

Текущие Миссии

Вояджер 1 и 2 Они все еще в строю после более 15 лет проведенных в космосе, и держат путь за пределы солнечной системы. Оба Вояджера будут работать, по крайней мере, до 2015 года, когда их радиоизотопные термоэлектрические генераторы не перестанут обеспечивать их энергией. Их траектория указывает на отсутствие трансплутоновых планет. Следующее большое научное открытие, которое они могут сделать, это определение положения границы гелиопаузы. Ими было зарегистрировано низкочастотное радиоизлучение, вероятно генерируемое в гелиопаузе.

Оба Вояджера используют свои ультрафиолетовые спектрометры для построения карты гелиосферы и изучают межзвездный ветер. Детекторы космических лучей исследуют спектр межзвездных космических лучей во внешней гелиосфере.

Вояджер 1 обогнал Пионер 10 и является сейчас наиболее далеко улетевшим в космос объектом, созданным руками человека.

(Еще информация из JPL.)

Галилео Содержал орбитальный аппарат для исследования Юпитера и зонд для атмосферных исследований. Сейчас находится на орбите Юпитера. Он делает обширный обзор юпитерианских лун, а зонд произвел спуск в атмосферу Юпитера, чтобы обеспечить первые прямые исследования внутреннего строения газового гиганта.

Галилео передал изображения двух астероидов, 951 Гаспра и 243 Ида по пути к Юпитеру. Также он получил изображения столкновения кометы Шумейкеров-Леви 9 с Юпитером со своей уникальной точки наблюдения.

Безуспешные усилия по раскрытию заклинившей антенны высокоскоростной передачи были прекращены. Сегодня Галилео передает данные при помощи антенны низкоскоростной связи (только 10 бит в секунду). JPL разработала запасной вариант использующий повышение чувствительности приемных антенн дальней космической связи и особые алгоритм сжатия данных на борту космического аппарата (формат подобный JPEG для изображений и сжатие без потерь для остальных приборов). Подобные меры должны позволить Галилео выполнить примерно 70% его начальной научной программы при использовании гораздо более медленной скорости передачи информации. Сильнее всего от этого пострадает программа долговременного слежение за погодой на Юпитере, в ходе которой создается большое число изображений.

Расписание работы Галилео (время Универсальное)
   ----------------------------------------------
   18/10/89 - Запуск с борта шаттла
   09/02/90 - Полет к Венере
      10/90 - Передача данных о Венере
   08/12/90 - 1-й пролет рядом с Землей
   01/05/91 - Развертывание антенна высокоскоростной передачи (должен был быть)
   07/91 - 06/92 - 1-й проход пояса астероидов
   29/10/91 - Сближение с астероидом Гаспра
   02/12/92 - 2-й пролет рядом с Землей
   05/93 - 11/93 - 2-е прохождение пояса астероидов
   28/08/93 - Сближение с астероидом Ида

13/07/95 - Отделение Атмосферного Зонда
   20/07/95 - Маневр орбитального аппарата

07/12/95 - Вход в атмосферу Юпитера

27/06/96 06:30 - Ганимед-1
   06/09/96 19:01 - Ганимед-2
   04/11/96 13:30 - Каллисто-3
   06/11/96 18:42 - Европа -3A ("незапланированный" пролет на расстоянии около 32,000 км от орбиты Калисто-3)
   19/12/96 06:56 - Европа-4
   20/01/97 01:13 - Европа-5A (пролет на расстоянии ~27,400 км во время соединения с Солнцем)
   20/02/97 17:03 - Европа-6
   04/04/97 06:00 - Европа-7A ("незапланированный" полет находится на расстоянии 23,200 км от орбиты Ганимеда-7)
   05/04/97 07:11 - Ганимед-7
   06/05/97 12:12 - Каллисто-8A ("незапланированный" пролет на расстоянии @33,500 км от орбиты Ганимеда-8)
   07/05/97 15:57 - Ганимед-8
   25/06/97 13:48 - Ганимед-9
   26/06/97 17:20 - Ганимед-9A ("незапланированный" пролет на расстоянии 80,000 км on от орбиты Каллисто-9)
   17/09/97 00:21 - Каллисто-10
   06/11/97 21:47 - Европа-11 (более детально)
Продление миссии Галилео было одобрено. Если все пойдет хорошо, то следующие два года исследования сосредоточатся, в основном, на Европе.

(Образовательный и популярный сайт (изображения!); Домашняя странница проекта Галилео; Домашняя страницаспускаемого зонда Галилео и другая информация из JPL; Информационный бюллетень; web страница; страница NSSDC; предварительные результаты зонда из JPL, из ARC и из LANL.)

Космический телескоп им. Хаббла (HST) Был запущен в апреле 1990 года; в декабре 1993 года были внесены исправления в оптику. HST может получать изображения и спектры в течение очень длинного промежутка времени. Это дает важное дополнение к результатам, полученным другими аппаратами. На пример, данные полученные после обработки недавних наблюдений Марса показали, что он холоднее и суше, чем во время миссии Викинга, а изображения Нептуна показали, что его атмосфера очень быстро изменяется.

Телескоп был назван в честь американского астронома Эдвина Хаббла.

Во много раз больше информации о HST и галерею его изображений можно найти в Институте космического телескопа. Самые свежие фотографии с Хаббла регулярно появляются в Интернете. (Здесь вы найдете краткую историю проекта HST. Много информации про телескоп имеется в.)

Улисс Аппарат сейчас исследует полярные области Солнца (Европейское космическое Агенство/NASA). Улисс был запущен с борта космического челнока "Дискавери" в октябре 1990. В феврале 1992, получив гравитационное ускорение от Юпитера, он вышел из плоскости эклиптики. Сейчас аппарат выполнил свою основную задачу по исследованию обоих полюсов Солнца. Его миссия была расширена и аппарат был переведен на другую орбиту для изучения солнечных полюсов во время максимума солнечного цикла. Афелий его орбиты составляет 5.2 а.е., а перигелий - около 1.5 а.е. -- как вам нравится изучающий Солнце аппарат, который всегда находится от него дальше, чем Земля!? Однако это позволяет нам лучшее понять структуру солнечного ветра и магнитного поля.

(Домашняя страница Улисса из JPL и из ESA; другая информация из JPL.)

Винд (Wind) После запуска 1 ноября 1994 года космический аппарат Винд (NASA) был выведен в точку между Солнцем и Землей, предоставляя ученым уникальную возможность исследовать огромный поток энергии и импульса, известный как солнечный ветер.

Главная цель миссии заключается в том, чтобы измерить массу, энергию и импульс, которые солнечный переносит через космическое пространство вокруг Земли. И хотя из предыдущих миссий было известно достаточно много об общей природе этого потока, было необходимо собрать более полную и детальную информацию из нескольких стратегически важных областей вокруг Земли пока ученые не поймут каким образом атмосферы планеты отвечают на изменения в солнечном ветре.

Этот проект также известен тем, что впервые на американском космическом аппарате полетел русский измерительный прибор. Это был спектрометр гамма-излучения Конус, разработан Физико-Техническим Институтом им.Иоффе, Санкт-Петербург, Россия. Он является одним из двух приборов на борту космического аппарата Винд, которые будет изучать космические гамма-всплески, а не солнечный ветер. Также на борту аппарата есть и французские приборы.

Сначала, спутник будет двигаться по восьмеркообразной орбите вокруг Земли, чтобы получить дополнительное ускорение с помощью гравитационного поля Луны. Его наибольшее удаление от Земли будет составлять 1,600,000 км, а самая близкая точка будет не ближе 29,000 км.

Позже, в ходе миссии космический аппарат Винд будет переведен на специальную орбиту на которой он делает один оборот вокруг Земли за год, что позволит космическому аппарату всегда оставаться между Землей и Солнцем (на расстоянии от 1,500,000 до 1,690,000 километров, от Земли) в набегающем на Землю потоке солнечного ветра.

НИАР (NEAR) Его название расшифровывается как "рандеву с околоземными астероидами" (the Near Earth Asteroid Rendezvous). Эта миссия обещает ответить на фундаментальные вопросы о природе околоземных объектов, таких как астероиды и кометы.

17 февраля 1996 года NEAR был запущен с помощью ракетоносителя Дельта 2. Космический аппарат должен был выйти на орбиту вокруг астероида 433 Эрос в начале января 1999 года. Он будет изучать это каменное тело минимум один год, с высоты менее чем 24 километра. Эрос один из самых больших и лучше всего видимых астероидов, чья орбита пересекает орбиту Земли. Эти астероиды близко связаны с более многочисленным "основным поясом" астероидов, члены которого обращаются вокруг Солнца в обширном кольце (торе) между Марсом и Юпитером.

(Домашняя страница NEAR; информация из NSSDC и из университета Джона Гопкинса; учебник по NEAR; страница из JPL.)

[Прим.Ред.: 12 января 2001 года миссия NEAR завершилась жесткой, но удачной посадкой на поверхность Эроса.]

Программа Марс Глобал Сервейор (Mars Global Surveyor Program) Запущен с помощью недорогого ракетоносителя Delta II с мыса Канаверал (Флорида) 7 ноября 1996 года. В настоящее время находится на орбите вокруг Марса. Аппарат делает один оборот вокруг планеты каждые 2 часа, по так называемой "синхронной солнечной" орбите, при этом Солнце оказывается под одним и тем же углом над горизонтом на всех изображениях и позволяет послеполуденным лучам отбросить тени, которые помогают рассмотреть детали поверхности. На аппарате установлена часть приборов, находившихся на погибшем "Марс Орбитере, которые будут использоваться для получения данных в течении целого марсианского года (т.е. примерно двух земных лет). Космический аппарат будет использоваться как ретранслятор сигналов между США, международными посадочными аппаратами и маловысотными зондам еще в течение трех лет.

(Домашняя страница Mars Global Surveyor из JPL; планируемые миссии с 1996 по 2003 годы.)

Патфайндер (Pathfinder) Mars Pathfinder (прежде известный, как Mars Environmental Survey, или MESUR, Pathfinder) это вторая из дешевых планетных миссий. Она состоит из посадочного модуля и вездехода известного как Sojourner. Одной из целей миссии является демонстрация реальности и выполнимости дешевых аппаратов для приземления и исследования марсианской поверхности. Эта задача включает в себя испытание связи между вездеходом и посадочным модулем, между посадочным модулем и Землей, а также испытания камер и датчиков.

Среди научных целей выделены такие, как исследования входа в атмосферу, фотографирование поверхности с дальнего и ближнего расстояний для составления планов дальнейшего исследования марсианской поверхности. Космический аппарат войдет в атмосферу Марса без предварительного выхода на орбиту вокруг планеты и произведет посадку при помощи парашютов, ракетных двигателей и наполненных воздухом пузырей, производя по пути вниз атмосферные пробы. До посадки три треугольные солнечные батареи на аппарате будут сложены вокруг корпуса и развернутся только после касания грунта.

Mars Pathfinder был запущен 4 декабря 1996 года и успешно приземлился на Марсе 4 июля 1997 года.

(информация и домашняя страница Mars Pathfinder из JPL; информация из NSSDC; изображения и пресс релиз из MSFC; Mars Watch: программа любительской и профессиональной наблюдательной поддержки миссии Mars Pathfinder.)

Кассини Аппарат Кассини - совместный проект NASA/ESA, разработанный для исследований системы Сатурна - состоит из орбитального аппарата Кассини (Cassini Saturn Orbiter) (для исследованию Сатурна) и атмосферного Зонда Гюйгенс (Huygens Titan Probe) (для изучения атмосферы Титана). Кассини был запущен при помощи ракетоносителя Titan IV/Centaur 15 октября 1997 года. По пути к Сатурну Кассини сперва выполнит два вспомогательных гравитационных маневра вокруг Венеры, потом еще один вокруг Земли и один вокруг Юпитера (траектория "VVEJGA"). Он прибудет к Сатурну 1 июля 2004 года. По прибытии космический аппарат Кассини выполнит несколько маневров, чтобы выйти на орбиту вокруг Сатурна. Ближе к концу этого маневра зонд Гюйгенс отделится от орбитального аппарата и войдет в атмосферу Титана. Орбитальный аппарат будет передавать на Землю данные с зонда в течении трех часов, пока зонд будет входить и пересекать облачную атмосферу на пути к поверхности. После завершения работы зонда орбитальный аппарат продолжит исследовать систему Сатурна в течении еще трех с половиной лет. Синхронная с Титаном орбита спутника позволит сделать еще 35 сближений с Титаном, и прицельные пролеты вблизи Япета, Дионы и Энцелада. У экспедиции тройная цель: провести детальное исследование атмосферы Сатурна, его колец и магнитосферы; провести наблюдение с близкого расстояния спутников Сатурна; исследовать характеристики атмосферы и поверхности Титана.

Более ранний план - встреча с астероидом (подобно успешному полету Галилео, который встретился с Идой и Гаспрой) - был отменен для экономии средств.

Одной из интригующих возможных особенностей Титана является то, что его поверхность может быть частично покрыта озерами жидких углеводородов, которые образовались в результате фотохимических процессов в верхних слоях атмосферы. Эти углеводороды конденсируются и образуют покрывающий весь спутник слой смога (тумана), и, в конце концов, выпадают в виде осадков на поверхность. Орбитальный аппарат Кассини будет использовать бортовой радар, чтобы проникнуть сквозь облака Титана и определить есть ли жидкость на его поверхности. Как приборы на борту орбитального аппарата, так и на атмосферном зонде будут исследовать химические процессы, которые создают эту уникальную атмосферу.

Основные даты миссии Кассини (Траектория VVEJGA)
	 -------------------------------------------------------------
	   15/10/97 - Запуск, Titan IV/Centaur
	   26/04/98 - Венера, 1-й гравитационный маневр
	   24/06/99 - Венера, 2-й гравитационный маневр
	   18/08/99 - Земля, гравитационный маневр
	   30/12/00 - Юпитер, гравитационный
	   01/07/04 - Сатурн, прибытие
	   06/11/04 - Отделение Атмосферного Зонда
	   27/11/04 - Титан Вход Зонда в атмосферу
	   25/06/08 - Конец первичной Миссии

(Домашняя страница Кассини из JPL; домашняя страница a href="http://www.estec.esa.nl/spdwww/huygens/html/index.html">Гюйгенс; страница Кассини из JPL; еще информация из JPL; космические ссылки NASA; допплеровский эксперимент "Ветер" на зонде Гюйгенс.)

Lunar Prospector Lunar Prospector - первая почти за 30 лет миссия NASA к Луне. Был запущен 6 января 1998 года. В течении месяца он начнет передавать ответы на такие давно поставленные вопросы о Луне, как ее ресурсы, ее структура и происхождение.

(Смотри Добро пожаловать на Луну - домашняя страница Lunar Prospector; информация из NSSDC.)

Лунная Пыль (Stardust) Запуск запланирован на февраль 1999 года. Аппарат должен пролететь вблизи кометы и впервые доставить пробу вещества из комы кометы на Землю для дальнейшего международного исследования. По расписанию он пролетит вблизи кометы Wild-2 в 2004 году, а вернется на Землю в 2006.

(Домашняя станица миссии Stardust.)

Будущие Миссии

Europa Orbiter Как часть предварительной программы NASA "Лед и Огонь" (Ice and Fire), планируется запустить космический аппарат к Европе, чтобы измерить толщину поверхностного льда и определить есть ли под ним жидкие океаны. Используя радио-эхолот, для регистрации отражения радиоволнами ото льда, космический аппарат Europa Orbiter сможет определить границу воды и льда, которая лежит на глубине не менее 1 км под поверхностью. Другие инструменты будут исследовать детали поверхности и внутренних процессов. Эта миссия может предшествовать миссии с посылкой на Европу "гидробота" или дистанционно управляемой подводной лодки, которые проплавят лед и будут исследовать подводный мир.

(Домашняя страница проекта; смотри также Europa Ocean Explorer.)

Плутон-Койпер Экспресс (Pluto-Kuiper Express) (до этого он назывался Плутон Экспресс, а до того еще и Быстрый Пролет Плутона (Pluto Fast Fly-by)) - маленький, быстрый, относительно дешевый первая взгляд на пока еще не посещенный Плутон. Возможно, будет запущен в 2001 году (если в 1998 году этот запуск будет утвержден). Предполагается запуск двух космических аппаратов весом меннее, чем 100 кг с использованием ракетоносителя Titan IV/Centaur или Протон (возможно, с дополнительной твердотопливной ступенью) в 2001 году. Они достигнут Плутона и Харона около 2006-2008 годов (в зависимости от выбранной траектории). Пролет будет происходит на скорости 12-18 км/сек; информация будет фиксироваться бортовыми компьютерами за короткое время сближения и затем пересылаться на Землю, правда очень медленно (из-за малой мощности передатчика, маленьких размеров антенны и больших расстояний). Она будет пересылаться около года. Также в миссию предполагается включить русский зонд "Снижающийся Зонд (Drop Zond)", который произведет забор атмосферы.

Научный интерес представляет полная характеристика геологии и геоморфологии Плутона и Харона, картографирование обоих сторон каждого из тел и исследование атмосферы Плутона (атмосфера замерзает во время удаления Плутона от Солнца, поэтому ранний запуск и короткие сроки полета столь критичны для этих целей). Семи-килограммовая экипировка инструментов должна включать ПЗС камеру, ИК спектрометр, УФ спектрометр и приборы для проведения радиозатмения.

Космический аппарат PKE должен стать миниатюрным последователем существующего ныне класса платформ для исследования внешней солнечной системы. Надо сломать тенденцию создания сложных и дорогих зондов (таких как Галилео и Кассини).

Существует статья о PKE написанная его создателями и вышедшая в сентябре/октябре 1994 года в выпуске Планетных Сообщений (Planetary Report) -- выходящем раз в два месяца информационном бюллетене Планетного Общества (The Planetary Society).

Получение финансирования для этого проекта находится под большим вопросом.
[Прим.Ред.: К сожалению уже больше не находится -- проект закрыт в начале 2001 года из-за своей дороговизны. Но может быть к Плутону полетят еще более дешевые аппараты?]

(Еще информация из NASA; домашняя страница Плутон Экспресса; наука на Плутон Экспрессе.)

Muses-C Японская миссия Muses-C предназначена для сбора и доставки на Землю образцов грунта с астероида.

В этой миссии будет использоваться новая технология полета, включая солнечный электрический двигатель, предполагается послать космический аппарат к астероиду 4660 Nereus и доставить разработанный JPL вездеход, размером не больше обувной коробки, на поверхность астероида. Космический аппарат Muses-C также выпустит несколько разрывных зарядов в астероид, соберет образцы грунта, которые будут при этом выброшены и отправит их в капсуле на Землю для лабораторного анализа. Запуск планируется на 2002 год.

(Все миссии, кроме явно отмеченных, принадлежат NASA.)

Подробнее о межпланетных научных космических станциях